Фото: kirov-portal.ru

Михалков превратил защиту авторских прав в семейный бизнес

Известный российский режиссер Никита Михалков учредил Российский союз правообладателей – организацию, которая должна защищать авторские права и следить за честной выплатой гонораров. Однако на деле авторы произведений своих денег так и не увидели, а глава РСП Андрей Кричевский на вопросы отвечать не спешит.

Как пишет издание «Новые Ведомости», несмотря на появление в России РСП, авторы лучше жить не стали. Так, поэт-песенник Сергей Алиханов, автор более чем 500 текстов, которые исполняют Дима Билан, Алла Пугачева и другие артисты, в свои 70 лет продолжает ютиться в двухкомнатной квартире со среднемесячными гонорарами в 2-3 тысячи рублей.

После распада советской системы защиты авторских прав рынок достался Российскому авторскому обществу (РАО). Однако РАО со своей задачей не справлялся. А позже стал фигурантом двух скандалов. Первый связан с гендиректором РАО – Федотовым. Как выяснило следствие, на деньги авторов гендиректор закупал себе недвижимость в Великобритании. Второй скандал выплыл наружу уже в 2016 году, когда разорился Мострансбанк, обокрав своих клиентов на 35,5 миллиарда рублей. По данным Агентства по страхованию вкладов, в сокрытии мошенничества банка участвовали три «столпа отечественного копирайтинга» - РАО, РСП, созданный Михалковым, и ВОИС («Всероссийская Организация Интеллектуальной Собственности»). При это менеджеры РАО числились непосредственными руководителями банка-мошенника.

В тех же нулевых, когда появилось РАО, Никита Михалков предложил авторскому рынку свое детище – РСП. Его финансовой платформой стал однопроцентный налог на всю ввозимую в РФ воспроизводящую технику и диски.

Куда же уходят деньги авторов, если структур, готовых охранять их права становится все больше? Так, РОА и ВОИС оставляют себе 20-35% поступивших средств. Не лучше дела обстоят и с детищем Михалкова. Изначально в положении организации не регулируется доля средств от гонораров авторов, которую РСП оставляет себе. В вопросе распоряжения авторскими деньгами также пробел. Так, кроме однопроцентного налога, в карман руководителей РСП уходит 15% на собственные нужды и 20% распределяется по связанным с ним фондам.

При этом РСП можно назвать семейным бизнесом: в число руководителей входит и сын Никиты Михалкова – Артем. Зарплаты в Союзе также далеки от средних – сын Михалкова недавно купил себе элитный участок московской земли за 150 миллионов рублей. О самом Никите Сергеевиче и говорить не приходится, его образ жизни давно перекочевал из исторических фильмов про высшее дворянство в современную Россию. Михалков владеет роскошным виноградником в облюбованной мировой элитой итальянской Тоскане. Он владеет огромным участком в 100 гектаров, при этом только одна сотка земли Михалкова стоит 100 тысяч евро. Там же он производит элитный винный бренд «12», который идет на стол к российской элите и находится в закрытых кремлевских буфетах.

Также по информации "Новых ведомостей", деньги авторов идут не только на красивую жизнь, но и на лоббирование политических интересов Михалкова через депутатов разных уровней, а также путем сотрудничества с бывшими и действующими силовиками через общественные организации. Например, с помощью такой, как "Офицеры России". Михалков через отставных и действующих силовиков, в том числе, следит и за правильным расходованием финансовых схем РАО.

А следит за тем, чтобы империя «авторских прав» приносила прибыль создателю, верный соратник Михалкова – Андрей Кричевский. Он руководит всеми прибыльными предприятиями России, специализирующимися на авторских правах – РАО, РСП, ВОИС, ФГУП «Мелодия». В его задачу также входит следить за идеологией и ставить обратно в линию всех несогласных. Попытки же авторов узнать судьбу своих законных гонораров разбиваются о стену молчания. По данным СМИ, он также помог сместить с должности гендиректора РАО Федотова. А когда тот лишился места, усадил в кресло своего ставленника – Максима Дмитриева. Можно сказать, что все финансовые потоки по статье «авторское право» в стране проходят через руки Кричевского. А тот, в свою очередь, работает в угоду желаний Михалкова, который, по всей видимости, стремится воплотить в жизнь образ Пожарского, сыгранного им в «Статском советнике».