Posted 31 августа 2019,, 12:26

Published 31 августа 2019,, 12:26

Modified 7 марта, 15:31

Updated 7 марта, 15:31

Половая "дискриминация": в Армении есть всего одна женская тюрьма – на 27 человек!

Половая "дискриминация": в Армении есть всего одна женская тюрьма – на 27 человек!

31 августа 2019, 12:26
Во всей Армении нашлось всего 27 женщин, осужденных за совершенные преступления, и все они содержатся в абовянской тюрьме неподалеку от Еревана.

Популярный блогер Александр Лапшин продолжает путешествовать по «местам не столь отдаленным». В прошлый раз он рассказал о том, как функционирует мужская тюрьма в Армении, теперь настала очередь «слабого пола»:

«Из 27 женщин 10 - иностранки. Если сравнить с несколькими тысячами находящихся в тюрьмах мужчин, то цифры выглядят несерьезными. Столь малое число женщин-зэчек объясняется культурой и традициями армян, где женской преступности исторически не существовало. Я бы сказал, что долгое время и даже по сей день сами женщины в армянском обществе являются стороной, страдающей от таких вещей как насилие в семье, пониженный статус при приёме на работу, или даже становятся жертвами селективных абортов. Но сами по себе армянки чрезвычайно законопослушны и совершение ими преступлений - это редкое явление.

Абовянская тюрьма находится в очень живописном месте среди сосновых лесов и парков. В советское время здесь была колония для малолетних преступников союзного значения, и сюда привозили подростков со всего СССР. В былые времена тут содержались до тысячи пацанов с криминальными наклонностями, и поэтому инфраструктура тюрьмы с большим количеством корпусов и хозяйственных помещений явно великовата для скромных 27 женщин, живущих здесь в наши дни.

Это вам не знаменитый "Алькатраз" в Америке, или какой-нибудь "Белый лебедь" под Пермью. В женской тюрьме сравнительно мягкий режим содержания, никто не ходит с цепями на руках и ногах, нет этих суровых автоматчиков на вышках и вообще ощущение, что вы попали в скромный санаторий. Решетки скорее выглядят как музейный экспонат из советского прошлого, нежели как атрибут реальной тюрьмы

Но то, что я увидел внутри тюрьмы, заставило сильно удивиться. Ребята, это именно санаторий. Местами обветшалый, кое-где нуждающийся в ремонте. Но на тюрьму все это абсолютно не похоже. Это жилой барак, в котором содержатся осужденные женщины, но никаких решеток нет. Наоборот, современные пластиковые окна. Женщины же свободно прогуливаются по территории тюрьмы, сидят на скамеечках, играют в шахматы, смотрят телевизор в комнате отдыха.

Я кстати сразу хочу предупредить, что фотографий осужденных не будет. Они не хотели становиться "знаменитыми", поскольку статус женщины в армянском обществе никак не стыкуется с пребыванием в тюрьме. Это большой позор и стыд для близких и друзей. Ну и второй момент - женщины даже за решеткой остаются женщинами и считают, что в этой обстановке выглядят недостаточно привлекательно. Поэтому осужденные свободно гуляют вокруг и даже стоят рядом со мной. Просто не в кадре.

Количество передач почти не ограничено, поэтому живут осужденные отнюдь не только на тюремной пище.

Осужденные имеют право звонить домой неограниченное количество раз. Никаких там "раз в неделю 15 минут", как в других республиках бывшего СССР. Здесь звони хоть с подьема до отбоя, если есть деньги на телефонной карточке.

Телефонов не один, а три на 27 осужденных. Вполне достаточно, чтобы никто не испытывал недостаток в общении с близкими. Но для общего порядка все равно составлен график звонков, чтобы не вышло так, что одна дама зависает на телефоне часами, а другая не может позвонить.

Помимо телефона осужденные вправе дважды в месяц общаться по "Скайпу" с родными, чтобы видеть лица друг друга. В особенности это важно для иностранок, чья семья за границей.

Чтобы женщины поменьше переживали и думали о плохих вещах, их свободное время стараются максимально занять полезной работой либо обучением. Например, открыт компьютерный класс. Он без интернета, но все необходимые программы имеются.

На 27 осужденных имеется психолог, который с ними регулярно работает.

Великолепный тренажерный зал, где можно заниматься в любое время дня.

Тюремная парикмахерская, где не только стригут осужденных, но и обучаются профессии парикмахера.

Тюремные корпуса окружены красивым парком, где забываешь, что ты в местах лишения свободы.

Есть часовня и место для молитвы.

Еще можно заняться лепкой и обжигом изделий из глины.

Большой и колоритный зал для концертов и показа фильмов. Он кстати абсолютно функциональный, периодически сюда приезжают из гуманитарных соображений известные артисты из Еревана.

Лозунги еще с советских времен. Здесь они выглядят как-то по-доброму и ностальгически.

Памятник покорению космоса, стоящий тут с апреля 1961 года, когда весь Союз услышал про Юрия Гагарина. Но для осужденных этот покрытый пылью монумент несет совсем другой смысл. Это символ свободы...

Есть санчасть с кабинетами гинеколога и дантиста, оборудование там абсолютно современное.

В одном из корпусов функционирует швейный цех. Правда, работают в нем всего две девушки. Тема не очень актуальна. Большинство предпочитают компьютеры и парикмахерское дело.

Решетки внутри тюрьмы имеются только в одном корпусе. Строгого режима. Да и это скорее одно название, чем реально что-то серьезное. Ну 27 человек всего! Периодически какая-нибудь осужденная что-то нарушает. Делает это раз, два. На третий раз терпение администрации может лопнуть и даму в воспитательных целях отправляют в карцер на несколько часов, или даже дней.

Камера карцера уже привычная нам, никаких условий санатория как вы видели выше. Должен сказать, что в армянском карцере условия лучше, чем в белорусской обычной тюрьме. Меня в 2017 году белорусы держали по заказу Азербайджана в абсолютно скотских условиях на Володарке (СИЗО-1 г.Минска), где в такой комнате было 8 человек, а туалет не имел двери и представлял собой дырку в бетонном полу, и это между прочим, называлось vip камерой. Грязь, издевательства и отсутствие минимальной гигиены были такими, что вспоминался фашистский Освенцим. Как тут не вспомнить о немалом числе жителей Белоруссии сотрудничавших с немцами в годы войны (слава богу, борцов с нацизмом было значительно больше) и не иначе, как их потомки нашли себе достойное применение в лукашенковских тюрьмах. Так вот, здесь так даже карцер не выглядит, и человека здесь держат часы, или максимум несколько дней. В Белоруссии же подозреваемые и осужденные содержатся годами в таких условиях, что даже о таком карцере они могут только мечтать, читайте мою статью Белорусский Освенцим...»

"