Posted 25 ноября 2013,, 20:00

Published 25 ноября 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 04:52

Updated 8 марта, 04:52

Ни в чем себе не отказали

25 ноября 2013, 20:00
Референдум по ограничению зарплат руководителей высшего звена в Швейцарии принес неожиданные результаты. Две трети жителей страны, славящейся своей нетерпимостью к нетрудовым прибылям, тем не менее проголосовали против установления для топ-менеджеров «потолка» месячной зарплаты, которая не должна была превышать годовой
Сюжет
Деньги

Швейцарцы не меньше других европейцев возмущались необоснованно высокими, по их мнению, окладами руководителей предприятий и компаний во время финансового кризиса. И тем не менее на всешвейцарском референдуме они проголосовали против так называемого предложения «1:12». Оно означает, что оклады руководителей компаний не должны более чем в 12 раз превышать оклады их работников с самыми низкими зарплатами. Против ограничения проголосовали 65,3% участников референдума. Предложение не прошло ни в одном из 26 кантонов.

Автором предложения «1:12» стал 29-летний Марко Кистлер. Специалист по коммуникациям Конгресса профсоюзов Альпийской республики, Кистлер выдвинул его на съезде движения «Молодых социалистов». По швейцарскому закону «прямой демократии», любое предложение, которое наберет свыше 100 тыс. подписей (всего в стране проживают около 8 млн. человек), должно быть выставлено на всенародное обсуждение. Подписи были собраны сравнительно легко. Казалось, и на референдуме предложение Кистлера также будет поддержано без особых проблем.

В Швейцарии не забыто всеобщее возмущение, когда фармацевтический гигант Novartis решил заплатить в феврале этого года Даниэлю Васелле, покидавшему пост председателя правления, 72,5 млн. швейцарских франков (80 млн. долларов). После громкого скандала компания была вынуждена значительно снизить эту сумму. Тогда, собственно, и возникла идея референдума по ограничению доходов высших руководителей.

Тот же Кистлер напоминал, что если в 1984 году среднее соотношение самых высокооплачиваемых и низкооплачиваемых сотрудников компаний в Швейцарии составляло 6:1, то в 2011 году оно выросло в семь раз, до 43:1. Полгода назад в стране прошел референдум по ограничению так называемого «золотого рукопожатия» – денежного вознаграждения директору или топ-менеджеру при вынужденном уходе в отставку. За ограничение высказались 67,9% участников мартовского волеизъявления. Как ожидал Кистлер, и референдум по зарплатам будет также легко выигран. Но получилось иначе.

Большинство противников ограничения зарплат топ-менеджеров соглашаются с тем, что их высокие оклады являются серьезной проблемой, но считают, что ограничения – не выход. Ведь они принесут гораздо больше вреда, чем пользы. Пострадает имидж Швейцарии как страны, благожелательно настроенной по отношению к бизнесу. Как показывают опросы общественного мнения, швейцарцы боятся бегства многонациональных корпораций, которые благодаря низким налогам открывают в стране представительства и штаб-квартиры.

Кристиан Штифель, возглавляющий ассоциацию Swiss Holdings, которая включает в себя 57 транснациональных корпораций, заявил в интервью агентству Swissinfo, что швейцарцы понимают важность крупных компаний из-за рубежа, которые работают в Альпийской республике и обеспечивают треть ВВП и занятость примерно трети работоспособного населения страны. «Принятие закона означало бы, что компаниям придется платить топ-менеджерам не больше 600–700 тыс. швейцарских франков, – заявил он. – Ясно и то, что транснациональные корпорации не станут мириться с такой ситуацией и выведут производство в другие страны».

Кроме того, противники предложения «1:12» видят в нем попытку государства вмешаться в дела частного бизнеса. Правый политик Руди Носер даже заявил в одном из интервью, что оно превратит Швейцарию в «европейскую Северную Корею».

Естественно, сказалась на результатах голосования и финансовая кампания, которую провело бизнес-лобби. По существу, идею ограничить зарплаты топ-менеджеров не поддержала ни одна крупная газета страны. Сторонникам предложения «1:12» пришлось положиться лишь на плакаты, Интернет и другую уличную агитацию.

"