Posted 24 июля 2012,, 20:00

Published 24 июля 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:43

Updated 8 марта, 05:43

Ссора переросла в войну

24 июля 2012, 20:00
В Горный Бадахшан (автономный район на юге Таджикистана) введены войска. Власти заявляют о том, что проводят операцию по задержанию убийц генерала таджикских спецслужб. Однако эта операция больше похожа на масштабные боевые действия против тех, кто во время гражданской войны в начале 90-х годов воевал против стороннико

Мобильная связь в Горном Бадахшане отключена, и информация оттуда поступает крайне противоречивая. Известно, что всего в операции участвуют около трех тысяч сотрудников силовых структур, которыми, по данным «НИ», лично руководит министр обороны Таджикистана Шерали Хайруллаев. Конфликт начался после гибели генерала госбезопасности Абдулло Назарова 21 июля, в районе города Хорог. По официальной версии, он был зарезан во время ссоры сыном начальника Ишкашимского погранотряда Толиба Айембекова, во время гражданской войны являвшегося полевым командиром Объединенной таджикской оппозиции. Айембеков вину своего сына отрицал. Однако и отдать его таджикским силовикам не захотел. С отрядом Айембекова и идут бои, проходящие в районе Хорога.

Эхо бадахшанских событий отозвалось в Москве. Вчера с утра у посольства Таджикистана в российской столице начались несанкционированные митинги уроженцев Горного Бадахшана. В них участвовали около тысячи человек. Митингующие вели себя достаточно мирно, впрочем, как и полиция, которая не стала разгонять собравшихся. Она не препятствовала митингующим, когда они передали в посольство свои требования: отказаться от крупномасштабной силовой операции, вывести войска, оставить в регионе только лиц, расследующих убийство, и обеспечить неприкосновенность жилья жителей региона. К вечеру митингующие разошлись.

«От этой операции в первую очередь страдает мирное население, – убеждал «НИ» участник митинга, председатель общества таджикской культуры Мукин Майбалиев, – а виновата в этом конфликте власть, которая в течение 20 лет не могла навести порядок в Бадахшане и допустила, что силовики срослись с криминалом». Назаров, как он выразился, «был повязан общими вопросами с Айембековым», а жителей сделали заложниками их ссоры.

По словам Майбалиева, общее число погибших к вечеру вчерашнего дня составляло около 150 человек. Впрочем, в прессе появлялись и большие цифры: 200 и даже 300 убитых. В любом случае конфликт получается очень серьезным. Спецоперация в Хороге очень напоминает события двухлетней давности в Раштском районе республики. В сентябре 2010 года таджикские силовики, преследуя бежавших из тюрьмы заключенных, вступили в настоящее сражение с «незаконными формированиями», отказавшимися выдать беглых. Правда, жертвы той маленькой войны исчислялись десятками, а не сотнями, как сейчас.

"