Posted 24 февраля 2005,, 21:00

Published 24 февраля 2005,, 21:00

Марсиане с разумом лишайника

24 февраля 2005, 21:00
Ученые по обе стороны Атлантики призывают свои космические агентства срочно готовить новую экспедицию на Марс. Уж слишком много вопросов, требующих немедленного ответа, преподнесла в последнее время Красная планета. Вот и минувшая неделя ознаменовалась сенсацией. Сразу три независимые исследовательские группы в США и Е

Первым ученым, поспешившим обрадовать человечество, стал Барри Ди Грегорио из Кардиффского центра астробиологии (Великобритания). На фотографии, сделанной американским марсоходом Spirit в районе Columbia Hills, он увидел «нечто, напоминающее земной лишайник». Впрочем, руководитель американской научной миссии марсоходов Стив Скуирес поспешил остудить энтузиазм коллеги, заявив, что «на фотографии мы видим обычный след от щетки фрезы, применяемой Spirit при проведении анализов». С ним согласен и инженер миссии Стивен Гореван, который напомнил, как ранее найденная «раковина моллюска» на деле оказалась банальным выступом в скале.

Другое заявление гораздо более серьезно. В минувшее воскресенье на закрытом совещании у руководства NASA Кэрол Стокер и Ларри Лемке из Исследовательского центра Эймса (США) заявили, что им удалось обнаружить следы живых организмов, которые могут обитать в пещерах Марса. Ученых насторожил тот факт, что в некоторых областях у поверхности планеты были зафиксированы водяные пары и метан. Столь высокая концентрация этих веществ в атмосфере Марса может быть объяснена только наличием живых существ, скорее всего микроорганизмов, которые обитают в водной среде и в ходе своей жизнедеятельности вырабатывают метан. Поскольку жидкой воды на поверхности Марса обнаружено не было, ученые предположили, что она имеется в пещерах, где наверняка и обитают бактерии.

Впрочем, не исключено, что микроскопические марсиане освоили и поверхность родной планеты. Об этом говорит открытие европейского космического аппарата Mars Express. В понедельник, 21 февраля, он передал на Землю стереоснимки, на которых ясно видна большая ледяная линза в экваториальной области Марса. Ученые предполагают, что от губительного воздействия Солнца лед предохранил слой пыли и грязи толщиной в несколько сантиметров. «Это является неопровержимым доказательством того, что на Марсе были теплые и влажные места, пригодные для существования живых существ, в то время, когда на Земле их не было и в помине, – считает Джон Мюррей из Открытого университета Великобритании. – Весьма вероятно, что в некоторых местах Красной планеты участки с подобными условиями сохранились до сих пор, а значит, там могут существовать и микроорганизмы. Однако убедиться в этом можно, только если послать на Марс специальный исследовательский аппарат – Beagle-3 взамен безвременно почившего Beagle-2».

С британским ученым согласны и его российские коллеги. Замдиректора по науке Института космических исследований РАН, доктор физико-математических наук Олег Кораблев, принимающий непосредственное участие в работе миссии Mars Express, заявил обозревателю «НИ»: «Необходимо отправить на Марс специальный аппарат, который проведет целую серию экспериментов по типу тех, что в свое время ставили американские «Викинги», а также доставит полученные образцы марсианской почвы и атмосферы на Землю. Только после этого вопрос о существовании жизни на Марсе можно будет считать закрытым».