Posted 18 июля 2004,, 20:00

Published 18 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Мадридский узел

Мадридский узел

18 июля 2004, 20:00
Решение о создании специальной парламентской комиссии по расследованию обстоятельств теракта 11 марта 2004-го стало одним из самых громких решений новых испанских властей. Напомним, в результате взрывов в Мадриде погиб 191 человек, более 2 тыс. получили ранения, а шок, пережитый страной, стоил правящей тогда Народной п

Первоначально социалисты во главе с Хосе Родригесом Сапатеро, пришедшие к власти через три дня после терактов, поставили перед комиссией «неполитическую» задачу. Комиссия должна была выяснить, можно ли было предотвратить теракты, а также установить, в достаточной ли мере обеспечивают безопасность действия, предпринятые после них. При этом новое правительство сразу пообещало, что расследование будет «прозрачным», а выводы комиссии станут известны всем гражданам.

Однако с начала июля комиссия поставила перед собой более масштабные задачи: теперь ее члены пытаются распутать детали скандала, предшествовавшего выборам и повлиявшего на итоги голосования. А именно – выяснить, манипулировало ли информацией о теракте правительство Хосе Марии Аснара, поспешившее обвинить в его подготовке баскских сепаратистов из ЭТА.

Ряд испанских СМИ напоминают, что правительство Аснара настаивало на виновности ЭТА даже тогда, когда у компетентных органов появились веские основания говорить об «арабском следе». Что касается полицейских чинов, то они явно путаются в показаниях перед парламентской комиссией. Одни заявляют, что еще до выборов предупреждали о том, что тип взрывчатки, использованной террористами, указывает на «Аль-Каиду». Другие, напротив, говорят, что доказательства этому были недостаточны. Тем не менее поведение министров правящей в то время Народной партии, решительно отказавшихся от «арабской» версии в пользу «баскской», прочитывается как нежелание «будоражить» накануне выборов население, и так недовольное проамериканской политикой Аснара.

Действительно, бывший премьер активно поддерживал действия США в Ираке и против воли своего народа отправил туда испанских солдат. На этом сыграла оппозиция Народной партии – социалисты и коммунисты. За несколько дней до выборов они заявили, что правительство Аснара пытается скрыть причастность к терактам «Аль-Каиды». Естественно, что такой поворот вызвал неблагоприятную для правящих консерваторов реакцию общественности, что и обернулось поражением на выборах.

Однако, как стало известно из секретных документов спецслужб, недавно представленных на рассмотрение парламентской комиссии, теракты в Мадриде планировались еще до начала войны в Ираке. Следовательно, они не могли стать ответом «Аль-Каиды» на присутствие испанских войск в Ираке.

Стоит добавить, что далеко не все в Испании уверены в том, что Аснар и его правительство пытались обмануть население. В некоторых СМИ уже проскакивает противоположная версия – мол, это социалисты использовали неразбериху после теракта в политических целях. Результатом этой разноголосицы стала смена настроений избирателей, проявившаяся во время выборов в Европарламент в июне. На них консерваторы Аснара получили голосов значительно больше, чем на национальных выборах, и по числу мест в Европарламенте сравнялись с испанскими социалистами.

Сейчас расследование парламентской комиссии в самом разгаре. Окончательных решений ждут к концу июля. Но кое-что уже ясно: противоречивые «утечки», которые продолжают поступать в прессу, подогревают интерес не только к результатам давно прошедших выборов. Какими бы ни были выводы комиссии – в пользу консерваторов или в пользу социалистов, – под ударом репутация и тех, и других. Предвыборные игры на терактах – слишком скандальный политический жанр.

"