Posted 18 марта 2004,, 21:00

Published 18 марта 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Виктор Ющенко

Виктор Ющенко

18 марта 2004, 21:00
Президентские выборы на Украине состоятся только через полгода, но уже сейчас потенциальные кандидаты развернули активную предвыборную кампанию. По опросам общественного мнения лидерство сегодня принадлежит Виктору Ющенко – главному оппоненту президента Леонида Кучмы. О том, с какими лозунгами идет на выборы украинская

– Обстановка на Украине сегодня довольно напряженная. Не накалятся ли страсти так, что будет не до выборов? Возможен ли на Украине грузинский вариант развития событий? Что-то вроде «революции роз», но на Крещатике.

– Я не сторонник экспорта на Украину чужих сценариев. Нельзя скопировать грузинский, российский или польский. При разрешении политических кризисов не бывает единых рецептов. Иначе все было бы очень просто: заглянул в энциклопедию, выбрал подходящий совет – и проблема решена. Честные демократические выборы – лучший вариант. А если этого не происходит, общество адекватно реагирует на бесчинства власти. Осенние события в Тбилиси были ответом грузин на вопрос, как решить проблемы в их стране. Украинцы дадут свой «украинский ответ».

– Как вы относитесь к политике Михаила Саакашвили, который развернул войну против коррупции?

– Новый президент Грузии получил растерзанную экономическими, социальными, политическими проблемами страну, погрязшую в коррупции. Саакашвили имеет огромный мандат доверия, его предвыборную программу поддержали более 95% грузин. И сегодня новый президент, по сути, реализует свою программу, одним из пунктов которой была борьба с коррупцией.

– Так все-таки дойдет на Украине дело до выборов или нет?

– Ожидать от режима, который хочет остаться у власти навечно, можно чего угодно. Президент и его окружение отдают себе отчет в том, что шансов честно победить на выборах у них нет. Поэтому и была затеяна нынешняя так называемая политическая реформа. За последние полтора года мы услышали от власти четыре взаимоисключающие версии «реформы» – от усиления президентской республики до перехода к парламентско-президентской. Власть, прощупав, что одна версия не проходит, отбрасывала ее и выпускала в свет новые инициативы. Но ведь конституция не галстук, чтобы с такой легкостью ежедневно ее менять, в зависимости от настроения и фасона костюма. Понятно, что речь идет не о качественных изменениях, а лишь о способе самосохранения. Поэтому сегодня отрабатывается сценарий передачи президентских полномочий премьеру, избрать которого уже через несколько месяцев должен нынешний, подконтрольный Кучме парламент. И тогда выборы президента превращаются в формальность.

Оппозиция выступает против такого развития событий. Мы надеемся, что найдем компромисс в парламенте, в рамках тройки – «Наша Украина», Социалистическая партия Украины и Блок Юлии Тимошенко. С Блоком Юлии Тимошенко у нас практически не осталось нерешенных вопросов, в том числе и относительно совместной избирательной кампании.

– Леонид Кучма неоднократно заявлял, что он не идет на третий срок, но его последние явно популистские шаги, говорят об обратном. Возможен ли какой-то ход, который позволит Кучме остаться у власти?

– Оппозиция одержала серьезную промежуточную победу. Мы вынудили власть отказаться от выборов президента парламентом. 31 октября 2004 года состоятся всенародные выборы президента. Что касается третьего президентского срока, то, похоже, власть на Украине поняла, что столь циничный сценарий привел бы к серьезной дестабилизации внутри страны и изоляции Украины: никто не признал бы нелегитимного президента – ни страна, ни соседи, ни мир.

Однако это не означает, что администрация президента отказалась от идеи третьего, четвертого, пятого срока. Власть намерена сохранить существующий режим. Сменить декорации, но оставить на сцене ту же пьесу с теми же главными героями. Назвать президента премьером, передать ему неограниченные полномочия. Если реформа в ее нынешнем варианте будет проголосована провластным большинством (в Верховной раде.– Ред.) и поддержана примкнувшими коммунистами и социалистами, то уже через три месяца у нас будет «новый» премьер, и фамилия его всем известна.

– Как вы оцениваете недавние действия украинских властей в области соблюдения принципов свободы слова?

– Последний месяц стал драматичным для украинских масс-медиа: были закрыты несколько популярных СМИ, которые проводили независимую редакционную политику. Расправу с радио «Континент» я рассматриваю в одном контексте с приостановлением работы радио «Свобода» в FM-диапазоне, с попыткой закрыть самую массовую газету Украины «Сельские вести». Непростая ситуация сегодня с парламентской газетой «Голос Украины», на которую подан непомерный иск, нагнетаются страсти вокруг телевизионного «Пятого канала», единственного, который не работает по темникам из администрации президента.

На прошлых президентских выборах в 1999 году «Континент» предоставлял эфир для оппозиционных кандидатов. Кстати, эти программы вел Георгий Гонгадзе.

– В июне в Стамбуле состоится очередной саммит стран НАТО. Сделает ли НАТО какие-то шаги навстречу Украине уже в Стамбуле или все-таки будет ждать итогов президентских выборов?

– Стамбульский саммит НАТО – это важный эпизод в отношениях Украина–НАТО, но я бы ставил вопрос гораздо шире. Последнее десятилетие стало для Украины эрой утраченных возможностей с точки зрения евроинтеграции. Наши ближайшие соседи, находившиеся с нами в равных, а то и худших стартовых условиях, уже вступают не только в НАТО, но и в Евросоюз.

– Верховная рада готовится ратифицировать договор по созданию ЕЭП (Единое экономическое пространство). В сентябре прошлого года этот вопрос вызвал дебаты в парламенте. Что будет сейчас?

– Это соглашение вызывает острую дискуссию на Украине. За год, прошедший после подписания соглашения, мы получили несколько серьезных уроков. Это и история вокруг острова Тузла, и недавние события из истории газовых отношений России и Белоруссии. Мы увидели, что даже Белоруссия, как часть провозглашенного единого союзного российско-белорусского государства, не может рассчитывать на газ по внутренним российским ценам.

"