Posted 11 августа 2005,, 20:00

Published 11 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Сети для браконьеров

Сети для браконьеров

11 августа 2005, 20:00
На этой неделе в Осло прошли переговоры министров рыбной промышленности Норвегии Свейна Людвигсена и министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева, чье ведомство курирует рыболовство. Министры, в частности, договорились вести отныне совместную борьбу против международной рыбной мафии, опустошающей Баренцево море

В последние месяцы ситуация с браконьерством в Баренцевом море достигла такого уровня, что заставила премьер-министра Норвегии Шеля Магне Бундевика обратиться к президенту России Владимиру Путину за помощью. В итоге в норвежскую столицу срочно направили главу Минсельхоза РФ. Как заявил на днях Петтер Гюллестад, возглавляющий директорат рыболовства Норвегии, «Алексей Гордеев и его подчиненные признают приведенные нами цифры нелегальных уловов и готовы принять жесткие меры. Норвегия и Россия решили действовать совместно».

Проблема «черной рыбалки» на севере существовала всегда, но лишь недавно норвежцы определили ее объемы. Правительство обнародовало прежде закрытые данные, согласно которым в Баренцевом море ежегодно незаконно вылавливается более 100 тысяч тонн одной лишь трески, что соответствует всей норвежской годовой квоте. Рыночная стоимость этой рыбы превышает 200 миллионов долларов, а главными браконьерами норвежцы называют... россиян.

«Надеемся, что норвежская сторона четко заявит о необходимости принять меры против незаконной добычи трески и другой ценной рыбы в Баренцевом море, – призывала Осло газета норвежских рыбаков «Фискерибладет». – Ежегодно русские нелегально вылавливают более 100 тыс. тонн трески. Это лишь вопрос времени, когда море опустеет, и жители прибрежной Норвегии испытают невиданный доселе удар».

Уже сегодня специалисты норвежского Института изучения моря, дающего рекомендации по установлении ежегодных квот на вылов промысловой рыбы, утверждают, что «черная рыбалка» настолько подорвала биоресурсы Баренцева моря, что необходимо радикально снижать нормы разрешенного вылова.

Причина того, что власти Норвегии до последнего времени не разглашали сведения об объемах незаконного вылова рыбы, заключается в том, что труд российских браконьеров обогащал главным образом норвежские фирмы, занимающиеся перепродажей добычи. Рыбная мафия научилась обходить инспекторов, контролирующих разгрузку траулеров в портах норвежского севера и в Мурманске.

По данным норвежского департамента рыболовства, в чьем ведении находится Национальный центр мониторинга, уже несколько лет применяется схема перегрузки незаконного улова на транспортные суда в открытом море в международных водах. Затем рыба продается государствам, с которыми у Норвегии и России нет договоров о совместной борьбе с экономическими преступлениями. Траулеры, замеченные в браконьерстве и в наказание лишенные квот, переводятся на подставные фирмы и меняют флаги, переходя под юрисдикцию «удобных» государств. Огромные браконьерские флоты собрали под своими стягами такие экзотические для Европейского севера страны, как Белиз, Панама и Камбоджа. Норвегия, пытаясь остановить опустошение Баренцева моря, недавно запретила вывозить рыбу на транспортниках, ходящих под флагами этих государств. Однако стран, желающих заработать на продаже регистрации и не слишком придирающихся к «послужному списку» соискателей флага, предостаточно. Сегодня даже Монголия, не имеющая выходов в Мировой океан, по данным Союза судовладельцев Норвегии, все активнее входит в сообщество стран, предлагающих морякам свою «крышу».

Как только что выяснилось, щупальца международной рыбной мафии, зарабатывающейся на треске и селедке, протянулись по многим странам Евросоюза. Норвежские инспекторы провели рейд по основным европейским портам разгрузки рефрижераторов, идущих из Баренцева моря, и обнаружили, что рыба регистрируется под расплывчатым термином «импорт», а суда-перевозчики числятся как обычные грузовые, что затрудняет контроль за рыбными потоками. Тем не менее в ходе облавы удалось доказать, что в Великобританию, Германию и Нидерланды пришло три тысячи тонн нелегальной трески из Баренцева моря.

«Теперь с фактами в руках мы можем утверждать, что речь идет о высокоорганизованной международной преступности большого масштаба», – прокомментировал итоги европейского вояжа инспекторов глава норвежского директората рыболовства Петтер Гюллестад.

По нашим сведениям, в ходе переговоров министров Гордеева и Людвигсена норвежцы предложили Москве принять программу по обузданию рыбной мафии. Это и совместные с российскими чиновниками рейды по портам Европы, и оказание давления на Евросоюз с требованием введения более жесткого контроля за происхождением импортируемой рыбы, и обмен контролерами на норвежских и российских кораблях береговой охраны.

Норвегия также попросила Москву провести «инвентаризацию» траулеров, ходящих под российскими флагами, чтобы выяснить, не стоят ли за этими судами норвежские компании, уличенные в браконьерстве.

Норвежцы уже длительное время высказывались в пользу создания совместного с Россией контрольного центра, который бы взял на себя координацию усилий по борьбе с рыбной мафией, но, как отмечают норвежские СМИ, Москва до последнего времени оставалась глуха к этим просьбам. Высокопоставленные российские чиновники лишь раз за разом обвиняли норвежцев в очернении нашего рыболовного флота и желании отвести внимание от собственных браконьеров.

И вот лишь сейчас лед тронулся. Алексей Гордеев пообещал откомандировать в штаб-квартиру директората рыболовства в Бергене российского чиновника, который будет совместно с норвежскими коллегами распутывать цепочки, по которым вывозится в третьи страны нелегальная рыба, выловленная в Баренцевом море. «Сомнительно, что один-единственный русский инспектор в Бергене сможет преодолеть очевидные трения, возникающие в общении между Норвегией и Россией по поводу «черной рыбалки», – пишет в своей передовице газета «Фискерибладет», – однако мы приветствуем эту инициативу. В Берген следовало бы послать многих русских с инспекторским опытом и прежде всего с навыками преодоления русской бюрократической стены. Это бы способствовало улучшению контроля за биоресурсами Баренцева моря и сослужило бы пользу обеим нациям».




Около 70% морепродуктов нелегально уходит из России за границу, а потом возвращается в виде импорта

"