Posted 9 ноября 2004,, 21:00

Published 9 ноября 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Успасских не взял Литву

9 ноября 2004, 21:00
Вчера в Вильнюсе лидеры партий, вошедших в новый литовский парламент, подписали соглашение о создании коалиции и поделили министерские портфели. 7 из них достанутся социал-демократам, лидер которых – Альгирдас Бразаускас – сохранит за собой пост премьер-министра. 6 остальных портфелей поделят депутаты из Трудовой парти

Трудовая партия, победившая на выборах в литовский сейм в октябре, получила наибольшее количество депутатских мест (39 из 141) и вошла в правительство. Однако премьерское кресло, на которое претендовал лидер трудовиков Виктор Успасских, а также должность спикера ей не достались. Передел власти в Литве не состоялся, страной и дальше будут править те же люди, которые находились у руля до парламентских выборов. Хотя сразу после их завершения ожидалось обратное: вектор симпатий избирателей (особенно из литовской глубинки) вроде бы отчетливо указывал на новое политическое движение и нового лидера – олигарха русского происхождения Виктора Успасских. Его поддержала треть населения, но этого оказалось недостаточно, чтобы сформировать парламентское большинство, которое, по закону, и формирует правительство. Пока неизвестно, будет ли Успасских работать в сейме или станет рядовым членом правительства. Ясно одно: Литвой ему не руководить.

Парламентская коалиция была создана вчера, после того как 4 партии – социал-демократы (СДП), социал-либералы («Новый союз»), Союз крестьян и новой демократии, а также трудовики Успасских подписали соответствующее соглашение.

Инициативу обустройства исполнительной власти у Успасских перехватил действующий премьер-министр, лидер социал-демократов Альгирдас Бразаускас. Несмотря на то что его партия вместе с «Новым союзом» получила в парламенте на 8 мест меньше, чем Трудовая, Бразаускас отвоевал большинство портфелей и сохранил за собой статус премьера. Впрочем, настойчивые попытки Бразаускаса и президента Адамкуса сохранить статус-кво во власти объяснимы: если позволить Виктору Успасских удовлетворить свои амбиции (а он, напомним, хотел возглавить правительство), где гарантия, что «русский премьер» не сделает кульбит в сторону России? Литва же не может позволить никаких шагов в сторону от проводимого курса, тем более что претендует на роль «регионального лидера».

Как известно, ранее Вильнюс выступил с инициативой объединить в одну группу три закавказских и три прибалтийских государства, а также обещал лоббировать интересы Украины на пути в НАТО. Литва взяла на себя миссию посредника и в непростых отношениях Белоруссии с Евросоюзом, а также в отношениях ЕС и России, особенно в том, что касается судьбы Калининградского анклава. Кстати, с 1 января ужесточаются правила транзитного проезда через Литву в Калининград и обратно: с внутренним паспортом этот путь будет проделать невозможно, литовские пограничники будут требовать от российских граждан заграничные.

Список претензий Литвы на центральную роль в формировании внешней политики региона можно продолжить. Между тем в Вильнюсе, куда в последние годы чуть ли не каждый день приезжали президенты и премьеры разных стран, в последнее время царило необычное, пугающее затишье. Объяснялось оно тем, что Запад выжидал, кто возглавит литовское правительство. Дело в том, что от расстановок в новой власти зависит еще одна важная вещь – сохранит ли Литва жесткий прозападный курс. Экс- премьер Казимера Прунскене, например, не исключала, что при определенных условиях Вильнюс может уравновесить жестко прозападную ориентацию восстановлением разрушенных связей с государствами СНГ. Но сегодня такая перспектива практически исключается: альянс Прунскене и Успасских получил в новом кабинете министров на один портфель меньше, чем дуэт СДП и «Нового союза», ведомый Бразаускасом. Этого достаточно, чтобы во внешней политике Литва застраховалась от перемен.


Фамилией не вышел…

"