Posted 9 ноября 2003,, 21:00

Published 9 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:51

Updated 8 марта, 09:51

Ноябрьская революция в Грузии

Ноябрьская революция в Грузии

9 ноября 2003, 21:00
Непрекращающийся митинг в Тбилиси напугал даже уличных торговцев

Больше двух суток в Тбилиси не прекращается митинг оппозиции, обвиняющей власти в фальсификации результатов парламентских выборов 2 ноября. В числе митингующих известные не только в Грузии, но и во всем мире деятели культуры и искусства.

«Шеварднадзе хочет революции – он ее получит!» – еще два дня назад кричал с балкона тбилисской мэрии самый яркий лидер грузинской оппозиции, глава «Национального движения» Михаил Саакашвили. Толпа, в основном активисты самого нацдвижения, блоков «Бурджанадзе–демократы» и «Эртоба» («Единство»), отвечала ему рукоплесканиями.

В тот день обошлось без революции. Но уже в субботу многотысячный митинг на проспекте Руставели перед зданием парламента собрал не только сторонников трех оппозиционных блоков, но и простых людей – тбилисцев и жителей регионов.

Причем последние добрались до столицы, несмотря на кордоны дорожной полиции на въездах в город. Делегации из сельских районов оставляли на обочине свои автобусы и машины и шли в Тбилиси окольными путями. Особую удаль проявили кахетинцы, которые силой прорвали полицейское заграждение. Один из осипших от крика «Шеварднадзе в отставку!» кахетинцев на вопрос о том, что он потерял в столице, объяснил: «Видишь, я голос потерял, должен найти его в Тбилиси».

Митинг, который на момент подписания этого номера в печать все еще продолжался, приобрел перманентный характер и стал актом не партийного, а гражданского протеста против тотальной фальсификации выборов в грузинский парламент. Громкие выступления, суть которых – требования признать полную победу оппозиции, отправить в отставку президента и правительство, сменяются народными песнями. Традиционное многоголосие звучит слаженно и оптимистично. Ночью оно помогло участникам митинга скоротать время до утра и согреться. Агрессии среди людей не чувствуется. «Мы не хотим насилия и крови. Хотим лишь справедливости и закона. Хватит лжи!» – так объясняли многие свое участие в этой акции. «Я очень сердита на власть. 2 ноября, как и многие, простояла в очереди к избирательному участку целых два часа, так как посчитала, что мой голос поможет изменить ситуацию в стране к лучшему. Сама не ожидала от себя такого упрямства, однако на следующее утро выяснилось, что мой голос просто-напросто украли», – возмущается педагог Инесса Отарашвили.

В стане протестующих против фальсификации выборов то и дело мелькают лица известных людей. Народный артист Грузии Рамаз Чхиквадзе, который раньше не очень-то жаловал подобную активность, считает, что есть моменты, когда молчать нельзя. По его мнению, сегодня в Грузии именно такой момент, поэтому он и поддерживает своих сограждан. Писатель Дато Турашвили в своем выступлении объяснился в любви к народу, который многие годы терпеливо сносил социальные невзгоды, но вспыхнул, когда власть имущие попытались оскорбить его достоинство. Он попросил собравшихся всех одновременно поднять руки, чтобы продемонстрировать, что никто из них не вооружен. Поддержать митингующих с маленьким сыном на руках пришел художник Никуша Шенгелая – сын актрисы Софико Чиаурели и кинорежиссера Георгия Шенгелая. «Я здесь, потому что существуют такие понятия, как честь и достоинство», – объяснил он. «Я свободный человек, потому здесь», – вторит ему известный дирижер, руководитель государственного симфонического оркестра Вахтанг Мачавариани, которому, по его словам, ужас как надоело лицезреть высокоинтеллектуальные лица чиновников из нынешнего правительства. Среди митингующих и кинорежиссер Гога Хаиндрава (он автор известных документальных кадров, снятых им во время событий 9 апреля 1989 года в Тбилиси), поэт Дато Маградзе, художник Гия Бугадзе и другие.

Кстати, нынешний митинг в Тбилиси проходит на том же самом месте, где разворачивались трагические апрельские события пятнадцатилетней давности. И тогда шел дождь. «И мы победим, как тогда!» – патетически заметил представитель блока «Бурджанадзе – демократы» Георгий Барамидзе. Со всех сторон то и дело слышится «Мы не отступим!», «Если понадобится, мы пожертвуем своими жизнями!».

Расцвеченный мокрыми от дождя зонтами митинг забушевал с новой силой вчера утром, когда неожиданно для всех к зданию грузинского парламента подъехал бронированный джип президента Эдуарда Шеварднадзе, который все же решил поговорить со своим народом. Увы, разговора не вышло. При первом же появлении знакомой фигуры митингующие расшумелись еще громче – «В отставку!». Кто-то из числа протестующих прорвался к президенту и предложил свою помощь: «Я вас прикрою, не бойтесь!». Шеварднадзе казался спокойным. Телохранители подпустили к нему спикера парламента Нино Бурджанадзе, которая обменялась с ним короткими фразами, после чего он сел в свою машину. Подоспевшего Михаила Саакашвили охрана не подпустила. Саакашвили назвал скорый отъезд главы государства бегством, сравнив его с зайцем.

Позже выяснилось, что решительный шаг Шеварднадзе имел конструктивные последствия: было достигнуто соглашение о встрече трех оппозиционных лидеров – Михаила Саакашвили, Зураба Жвания и Нино Бурджнадзе с президентом. По настоянию оппозиции встреча эта должна произойти не в госканцелярии прилюдно. Разговор с президентом может идти об одном: о его отставке и новом проведении парламентских, а также президентских выборов, настаивает Саакашвили, которого Шеварднадзе в интервью одному из тбилисских телеканалов сегодня назвал опасной личностью. Президент возмутился радикализмом выступлений лидера националов, в частности тем, что тот обещает (уже не в первый раз) пересажать тех или иных госчиновников, включая самого главу государства. «Неужели вы хотите получить 37-й год?!» – возмутился президент.

Встреча лидеров оппозиции и президента еще не состоялась. Но, как сообщил митингующим Саакашвили, президент собирается выехать в грузинские регионы с тем, чтобы «внести раскол в наши ряды», и добавил, что если глава государства покинет столицу, он лично не пустит его обратно.

Полиция пока не вмешивается в развитие событий. Под усиленную охрану взяты госканцелярия и другие объекты стратегического значения.

Страсти, бушующие на центральной магистрали грузинской столицы, отразились на жизни всего остального города: улицы опустели, особенно это заметно в вечернее время, сильное запустение чувствуется в традиционно самом многолюдном месте – на городской центральной ярмарке. Торговцы и покупатели опасаются беспорядков. Те тбилисцы, которые остались дома, не отходят от экранов телевизоров.

"