Posted 3 ноября 2003,, 21:00

Published 3 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:41

Updated 8 марта, 09:41

Что и требовалось доказать

Что и требовалось доказать

3 ноября 2003, 21:00
Вчера ЦИК РФ восстановила Сергея Веремеенко в качестве кандидата в президенты Башкирии. Случилось то, что несколько лет назад никто не мог и представить: Башкирский республиканский избирком снял оппозиционного кандидата, а московские коллеги восстановили.

Дело в том, что снятие неугодных кандидатов практикуется в Башкирии давно. Так, на прошлых президентских выборах в 1998 году конкуренцию Муртазе Рахимову пытались составить Александр Аринин и Марат Миргазямов. Борьба обещала быть серьезной, но оба кандидата, по сути, без объяснения причин были сняты за несколько дней до выборов. Потом они судились и сумели добиться того, что их снятие Верховным судом было признано незаконным. Но поезд, как говорится, уже ушел.

Сейчас ситуация развивалась несколько по-другому. Республиканский избирком не стал дожидаться начала декабря (а президентские выборы в регионе проходят в один день с общероссийскими парламентскими), а снял кандидата в самом начале предвыборной кампании. Объяснение этому местные наблюдатели видят в следующем: Сергей Веремеенко начал свою кампанию настолько грамотно и мощно, что уже через неделю догнал Рахимова по рейтингу. Дальнейшее промедление лишь увеличивало бы отрыв. К таким поворотам сюжета башкирский президент не привык, и у него, а также его окружения просто не выдержали нервы.

Однако Муртаза Рахимов, вероятно, не учел, что времена изменились, и его влияние в Москве стало минимальным. Заседание ЦИК по вопросу Веремеенко началось с доклада члена ЦИК РФ Николая Конкина. Он сообщил присутствующим, что регистрация Веремеенко была отменена по заявлению еще одного кандидата – Игоря Изместьева. А у рабочей группы республиканского избиркома якобы не оказалось времени на проверку фактов, и они поверили Изместьеву на слово. Удивляться, впрочем, нечему: Изместьев имеет прочные связи с главной башкирской семьей, он поддерживает тесное знакомство с сыном башкирского президента Уралом Рахимовым.

Зато сильно удивился председатель ЦИК Александр Вешняков. Он вызвал на трибуну секретаря ЦИК РБ Наилю Алтынову и поинтересовался, как такое могло случиться, что избирком снимает кандидата с выборов, даже не найдя ни одного доказательства его нарушений. Дама в ответ не очень внятно говорила, что, дескать, у членов избиркома создалось впечатление, что Веремеенко чересчур активно ведет предвыборную агитацию. И в качестве примера сказала, что однажды в «Коммерсанте» вроде бы в течение недели появились сразу две статьи о нем и одна даже с фотографией. Вешняков спросил, есть ли у них эти материалы и направляли ли они запросы в редакции газет. Выяснилось, что нет ни того, ни другого.

Еще более удивленный, Вешняков пообещал, что на башкирские выборы приедет комиссия ЦИК. И добавил, что если будут обнаружены нарушения или неисполнения решений ЦИК, то республиканский избирком будет расформирован. Последнее, по сути, означает подписание приговора Муртазе Рахимову. В день сдачи своих документов в ЦИК Веремеенко попал в очень странную автоаварию, где чудом уцелел. Член его штаба Марат Миргазямов считает это попыткой покушения, тем более что всего десять дней назад в аварию со схожими обстоятельствами попал член штаба Раис Давлеткужин, и сейчас он находится в больнице. С учетом решения ЦИК Сергей Веремеенко оказался сейчас в роли фаворита кампании. Если сторонникам Рахимова не удастся «правильно подсчитать», что маловероятно при наличии комиссии ЦИК, то ветеран региональной политики безграничного суверенитета потерпит первое и, видимо, последнее поражение в своей политической жизни.



"