Posted 3 февраля 2004,, 21:00

Published 3 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

НАШ ОТВЕТ «ЕВРОБЮРОКРАТАМ»

НАШ ОТВЕТ «ЕВРОБЮРОКРАТАМ»

3 февраля 2004, 21:00
До расширения ЕС остается менее трех месяцев. 1 мая, в День международной солидарности трудящихся, десятка новобранцев в Брюсселе получит членские билеты. В основном это будут страны Восточной Европы. Среди них бывшие республики Прибалтики. В геополитическом плане конфигурация Старого Света меняется коренным образом. П

Чем меньше времени остается до указанной даты, тем лихорадочнее идет поиск компромиссов. Не случайно в Москву зачастили дипломаты самого высокого ранга. Только недавно здесь побывал министр иностранных дел Франции Доминик де Вильпен, сегодня Игорь Иванов встречает коллегу из Италии Франко Фраттини, а на той неделе ждут из Германии Йозефа Фишера. Вопрос один и тот же: что делать после Первомая и как жить дальше. Надо сказать, что он стоял и раньше. Правда, не с той актуальностью, как теперь. На последнем саммите «Россия – ЕС» стороны больше демонстрировали упрямство, а если и находили точки соприкосновения, то, как правило, в гипотетическом плане.

Но тянуть больше нельзя. Разногласия обостряются. Прежде всего надо выяснить, как быть с Декларацией 1997 года о принципах отношений и партнерства между Россией и ЕС. Одни предлагают ее переписать с учетом новых реалий, другие – оставить все, как есть, только исправить цифру 15 на 25, третьи – вообще похоронить. В конце концов, указывают наиболее радикально настроенные, равного партнерства все равно не получится. Экономический потенциал ЕС в сотни раз будет превышать потенциал России, а население – в три раза. «Величины несопоставимые, о каком равноправном партнерстве может идти речь», – пишет в этой связи «Гардиан».

Согласованного текста новой декларации нет, и вряд ли он появится в ближайшей перспективе. Министры, которые спешат в Москву, не уполномочены подписывать какие-либо документы. Доминик де Вильпен лишь заверил Москву в доброжелательном отношении Парижа, но не обещал особой поддержки в переговорах о судьбе Калининградской области, о безвизовом сообщении, о вступлении в ВТО. Франко Фраттини будет уговаривать Игоря Иванова не обострять ситуацию и не конфликтовать с Брюсселем. Италия заинтересована в стабильности европейского рынка и не хочет скандалов. Йошка Фишер сначала заедет в Калининград, где откроет генеральное консульство ФРГ, и в Москве будет доказывать, что со стороны Германии ей не следует ожидать подвохов. Ведь именно немцев имел в виду Владимир Путин, когда говорил о «евробюрократах» на встрече с Герхардом Шредером в Екатеринбурге осенью прошлого года.

Видимо, критика дошла. На переговорах о вступлении России в ВТО, которые ведет сейчас в Брюсселе и Женеве Герман Греф, наметился некий прогресс. Но ВТО – это только вершина айсберга. Да, Грефу удалось решить ряд вопросов по экономике, но этого не достаточно. Видимо, главная проблема будет выноситься на саммит. Он соберется уже в конце мая в Москве, и Россия на нем впервые выступит в иной весовой категории: один на один с новым ЕС. Можно только догадываться, какая это будет схватка. Москва, судя по всему, готовится серьезно. Она уже направила в Брюссель свои условия поединка.

Они состоят из 14 пунктов и выглядят как ультиматум. Диапазон требований широк: от политических, где говорится о необходимости уважать права русскоязычного населения в Прибалтике, до экономических. В частности, Москва добивается отсрочки повышения пошлин на импорт ряда товаров, отмены ограничений на поставки энергоносителей, сохранения позиций российского бизнеса в Центральной и Восточной Европе… Брюссель признает, что Россия много может потерять от расширения ЕС, и даже называет цифру потерь: 30 млрд. евро. Однако не спешит идти на уступки и предупреждает, что не признает язык ультиматумов.

"