Posted 1 февраля 2004,, 21:00

Published 1 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

Демократия отменяется

Демократия отменяется

1 февраля 2004, 21:00
Вчера 109 депутатов иранского парламента – это почти треть от их общего числа – подали в отставку в знак протеста против отстранения от участия в выборах 80 кандидатов, признанных Советом стражей исламской революции слишком либеральными. Одновременно губернаторы 27 иракских провинций пригрозили сорвать выборы, если они

Причину ситуации, в которую попал Иран – одна из крупнейших мусульманских стран, следует искать во временах правления последнего иранского шаха Резы Пехвлеви. Будучи просвещенным монархом, он пытался построить в Иране светское государство по турецкому образцу. При этом в отличие от Кемаля Ататюрка, шах, устраивавший в Тегеране парады эмансипированных женщин, был верен привычкам классического восточного владыки – он запросто мог ударить хлыстом любого подданного по лицу. К середине 70-х гг. в бывшей Персии сложилось нетерпимое положение: прозападная ориентация монархии была невыносима для шиитского духовенства, тогда как тиранские замашки шаха раздражали местную интеллигенцию. Кризис власти перерос в исламскую революцию. В 1979 году было установлено исламское правление. Верховная власть была передана аятолле Хомейни – «высшему богословскому авторитету, законоведу, знатоку Корана и всех почитаемых мусульманами книг, уважаемому всеми верующими так, что его мнение воспринимается беспрекословно». Такое определение дало аятолле одно из государственных информагентств. Одновременно был создан и Совет стражей – высший законодательный орган страны, наделенный правом отменять решения парламента.

С тех пор стражи контролируют все стороны жизни иранского общества, даже внешний облик граждан. Без благословения 12 членов совета никто не может выдвинуть свою кандидатуру на выборы ни в один властный орган.

Казалось, что с победой умеренных политических сил на выборах 1997 и 2001 гг., приведших к власти президента Мохаммада Хатами, могуществу исламских консерваторов положен конец. Произошло наоборот. Консерваторы даже усилили свое влияние. Верховный духовный лидер аятолла Али Хаменеи, последователь Хомейни, не проявил готовности ослабить свои религиозные взгляды.

Поэтому очередные выборы в меджлис (парламент), которые должны состояться 20 февраля, вызовут как минимум не громкий скандал, а, скорее всего, глубокий кризис в иранском руководстве. Это стало ясно еще в ноябре минувшего года. Тогда брат нынешнего президента страны Мохаммад реза Хатами, крупнейший лидер реформистской партии «Исламский иранский фронт участия» пригрозил бойкотом, если Совет стражей не выполнит требования о свободной предвыборной агитации. Агитировать стражи разрешили, а избираться – нет. Законопроект, лишающий Совет стражей права допуска к выборам, был отклонен, несмотря на угрозу отставки Мохаммада Хаттами. Не помогла даже сидячая забастовка сторонников реформ, устроенная прямо в парламенте. Похоже, что массовая отставка депутатов Исламского фронта также не испугала непоколебимых исламистов.

В любой другой стране отказ от участия в выборах политической партии, представляющей парламентское большинство, вызвал бы если не революцию, то по крайней мере серьезную дестабилизацию внутренней жизни. Но не в Иране. Никем не избранный Совет стражей исламской революции все равно останется высшей властью даже при отсутствии власти легитимной. Верховенство духовных властей над светскими признали даже лидеры оппозиции, обратившись с письмом к лидеру и главе Исламской Республики аятолле Али Хаменеи с просьбой вмешаться и разрешить создавшуюся в стране ситуацию. Нет сомнений, что после вмешательства Хаменеи о каких бы то ни было началах демократии в Иране придется забыть.

"