Posted 28 июля 2003,, 20:00

Published 28 июля 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Танкер на ветер

28 июля 2003, 20:00
Моряки арестованной «Аргуни» остаются в ЮАР еще на месяц

Семи членам экипажа арестованного в ЮАР танкера «Аргунь» придется еще месяц ждать решения своей судьбы. 18–19 августа моряки выступят на суде в Кейптауне в качестве свидетелей по делу о признании фирмы-арендатора судна (российской компании «Ойл-Компакт») банкротом и взыскании с нее долгов по оплате ремонтных работ, портовых платежей и заработной плате экипажу. Об этом сообщил «НИ» в телефонном разговоре южноафриканский адвокат Строун Мандел, ведущий дело российских моряков.

Ситуация осложняется тем, что адвокат ответчика, представляющий интересы «Ойл-Компакт» и Российской Федерации, до сих пор не прибыл в суд и не дал под присягой показания. Хотя должен был сделать это еще 13 июня. Чем закончатся предстоящие в августе судебные слушания – долгожданным возвращением на родину или очередным решением отложить рассмотрение дела на неопределенный срок, – пока не может сказать никто. В минувшую пятницу на старом кладбище Находки, рядом с памятником погибшим морякам, похоронили капитана «Аргуни» Владимира Перебендюка.

Владимир отказался покидать судно, когда Международная федерация работников транспорта (ITF) и Российский профессиональный союз моряков (РПСМ) предложили ему в апреле этого года репатриировать весь экипаж в Россию.

– Тогда согласились уехать только восемь членов экипажа, а семеро других решили остаться, – рассказывает «НИ» руководитель Дальневосточного регионального отделения РПСМ Николай Суханов. – Люди боялись возвращаться. Они постоянно получали угрозы от судовладельца, что если уедут, то их найдут, посадят и так далее. Капитан не мог бросить команду и остался вместе с ними. У моряков вообще считается, что покинуть судно – настоящий позор для капитана.

Оставшимся семи матросам придется ждать на борту «Аргуни» завершения затянувшейся почти на четыре года истории. На родине в Находке очень надеются, что суд вынесет решение в пользу российских моряков и судно будет продано за долги.

Но в московской штаб-квартире РПСМ не разделяют эту надежду.

– Нам остается только ждать. Предсказывать события очень трудно, – заявил «НИ» заместитель председателя РПСМ Игорь Ковальчук. – В ситуации с «Аргунью» есть и другая проблема. Судно нельзя оставлять без присмотра. Даже с точки зрения безопасности кто-то должен охранять его и поддерживать нормальный режим работы всех инженерных и корабельных систем. Поэтому экипаж надо менять. Но кто из российских моряков поедет на брошенный всеми танкер? Можно нанять местный экипаж, причем достаточно будет двух-трех человек, но им придется платить зарплату без задержек и в том размере, который считается нормальным в мировой практике. А это не меньше 1300–1500 долларов в месяц. Российские судовладелец и арендатор на это не пойдут. Им проще кормить обещаниями российских моряков.

В настоящее время задолженность по зарплате только одному покойному капитану Перебендюку составляет 15–17 тысяч долларов. Матросам должны выплатить по 5–8 тысяч долларов каждому. Общая же сумма долгов по искам, выдвинутым против судовладельца, достигла двух миллионов долларов. И продолжает расти.

– Судно стоит, долги увеличиваются, – говорит Николай Суханов. – Ведь даже продукты и топливо, которыми в минимальном количестве снабжает команду шериф Кейптауна, поставляются в счет долгов. И при этом нет никаких действий со стороны наших властей.

В этой ситуации удивляет не только наплевательское отношение к команде судна. «Аргунь» является собственностью Российской Федерации и долгое время исправно работал на Тихоокеанский флот, обеспечивая в походах топливом военные корабли. И хотя в 1994 году танкер был сдан в долгосрочную аренду ООО «Ойл-Компакт», он остался государственной собственностью. «Аргунь» – это такая же часть российской территории в ЮАР, как и посольство в Претории или генконсульство в Кейптауне.

По мнению специалистов, судно в хорошем состоянии. Ему всего 15 лет и говорить о выработанном ресурсе преждевременно. Однако государственные органы и заинтересованные министерства (в первую очередь Госкомимущество, Минобороны и Минтранс), судя по всему, не возражают против того, что современный танкер будет продан за долги арендовавшей его частной компании. Во всяком случае, отсутствие адвоката ответчика на процессе косвенно подтверждает это. Как сообщили «НИ», заседание суда, намеченное на 18–19 августа, состоится даже в отсутствие адвоката. Впрочем, возможность явиться в суд, чтобы защитить российское имущество, пока еще сохраняется.

"