Posted 27 апреля 2011,, 20:00

Published 27 апреля 2011,, 20:00

Modified 8 марта, 06:30

Updated 8 марта, 06:30

Тренер по фигурному катанию Геннадий Карпоносов

Тренер по фигурному катанию Геннадий Карпоносов

27 апреля 2011, 20:00
Сегодня на чемпионате мира по фигурному катанию в Москве станут известны призеры в соревнованиях пар и одиночников, а завтра в борьбу за медали вступят танцоры. Впервые за многие годы среди соискателей наград в этой дисциплине не будет учеников олимпийских чемпионов и чемпионов мира, успешных российских тренеров Наталь

– Геннадий Михайлович, новый олимпийский цикл вы начинаете с новыми учениками?

– Да, нам с Натальей не привыкать начинать все сначала. Когда-то в свою первую группу мы набрали 12-летних «малышей», от которых все отказались, а среди них были и Оксана Грищук, и Анжелика Крылова, и Ирина Лобачева, и Марина Анисина, и Илья Авербух… Все стали либо олимпийскими чемпионами, либо чемпионами мира. Сейчас первый сезон отработали с очень перспективным российским дуэтом Екатериной Пушкаш и Джонатаном Гурейро, которые дебютировали в нынешнем сезоне среди юниоров и на чемпионате мира заняли второе место. В какой-то степени это действительно перезагрузка. Отдышались немного после олимпийского сезона – и в новый путь. Работы впереди много, и она очень интересная.

– В Москве квалификацию в танцах на льду выиграл канадский дуэт Вивер – Поже, с которым работала одна из самых ярких ваших учениц Анжелика Крылова. Какие чувства испытывает тренер, когда видит бывших учеников среди коллег?

– На этапе Гран-при в Москве, где Анжелика тоже была, она в разминочном зале подошла и сказала: «Никак не могу привыкнуть, что стою здесь вместе с вами как тренер». Очень приятно на самом деле. Радуешься и за Анжелику, которая очень хорошо работает, и за Женю Платова, и за Максима Ставийского… Как говорит Наташа, значит, то, что мы через них пытались показать на льду, они осознали. Значит, все, что мы вкладывали, взросло, расцвело, и теперь уже они сами пытаются что-то передать, чему-то научить. Ведь стоять на пьедестале – это одно дело, а тренерский труд – совсем другое. Очень тяжелая работа. Здесь ты тянешь, тянешь… Где-то полегче идет, потом потяжелее, потом опять легче, но все время тянешь.

– Вам нравится то, что сейчас происходит в танцах?

– Я всегда говорил: мне очень жалко танцы, которые были раньше. Которые заложили еще Велле – Трещев, Гришкова – Рыжкин, Пахомова – Горшков. Их исполняло и наше с Натальей поколение, и пришедшее после нас… Это действительно были танцы на льду! А сейчас посмотрите: когда у нас разминка идет, сразу и непонятно – то ли парники вышли, то ли представители одиночного катания. Потому что очень много элементов, которые к танцам никакого отношения не имеют, – парные вращения, например. Или параллельная дорожка шагов. В танцах всегда ценилось, когда партнеры катались как можно в более близких позициях друг к другу, а сейчас приветствуется параллельность исполнения и акробатичность. Мы погнались за улучшением индивидуального катания, а такое качество, например, как танцевальность, практически потеряли. Купая ребенка и меняя воду, забыли о ребенке. И что осталось? Вот я акробатику возьму из цирка Дю Солей, а ты – из московского цирка. И мы посоревнуемся. Ты сделаешь два оборота наверху, а я – четыре. Или я четыре позиции поменяю во вращении, а ты – пять.

– То есть упор пошел на элементы?

– На элементах вроде бы обыгрывать легче, и многие пары, к сожалению, по какому пути пошли? Вот есть, например, диагональ. Удобна она партнерам, на четвертый уровень, самый сложный, тянет? Прекрасно. И начинают исполнять ее из года в год. То же самое с поддержками, с шагами. Просто меняют музыку в зависимости от характера танца. Ну и здесь руку еще вверх подняли – это Испания. А по коленке себя ударили – это уже немножко русской танец получается. Остальное все то же самое. Исполнение элементов доводится до идеального, но просто исполнять их легче, чем искать, интерпретировать, органично вписывать в программы… То, что сейчас происходит, – это не развитие танца. Вообще, очень сложно сегодня, выполняя все требования, еще и танцевать.

– Но правила есть правила…

– Да, и всем тренерам не угодишь. Мне, допустим, не нравится, что обязательный танец отменили, а кому-то он был как кость в горле. Потому что обязательный – это база, это техника танцевальная, овладеть которой не так-то просто. Не только ведь в нашем виде правила меняются – во всем фигурном катании. Но если ты тренер от Бога – как Москвина, например, или Фрэнк Кэрролл, не буду сейчас все фамилии перечислять, – ты с любыми требованиями справишься, и ведущие спортсмены все равно у тебя будут.

– Тогда что нам нужно делать, чтобы выиграть в танцах в Сочи?

– База танцев на льду – это все равно русская школа. Она была, есть и будет. Да, все, что сегодня в нашем виде происходит, тоже имеет право на жизнь. Но если мы хотим выиграть в Сочи, а шанс у нас есть, и очень большой, то мы не должны отказываться от того, на чем русская школа все время держалась – на характере, раскрытии образа, хореографии, структуре программы… В эту основу и надо вкрапливать элементы, которые требуют правила. Если мы пойдем по пути – кто больше оборотов сделает, мы не выиграем. А если что-то свое внесем, будем свою гнуть линию, доказывать, что мы – лучшие, в какой-то момент обязательно ситуацию переломим.

– После победы Грищук и Платова на Олимпиаде-1994 в Лиллехаммере вы со своими учениками уехали тренироваться в США. Сейчас руководство нашего спорта ставит задачу – тренеров возвращать. А вы вернетесь?

– Наверное, это возможно в принципе. Но возвращаться куда? Должна быть инфраструктура, база. Мы в Америке работаем в центре, где под одной крышей четыре катка. Три канадских – чуть меньшего размера и один стандартный, олимпийский. Время для тренировок выбираем сами, и оно неограниченно. Плюс участники чемпионата мира, причем не важно, какое место ты там занял, получают лед бесплатно. В этом комплексе два ресторана с хорошей кухней. Рядом апартаменты. Москва – мой любимый город. Но там у нас белки бегают, воздух свежий, тишина… И ничто тебя не отвлекает от главного. Там можно готовиться так, как рассказывал знаменитый пловец Майкл Фелпс после Олимпиады в Пекине: «Я только спал, ел и тренировался четыре года для того, чтобы выиграть все эти медали».

"