Posted 24 февраля 2004,, 21:00

Published 24 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:43

Updated 8 марта, 09:43

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ФУТБОЛ?

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ФУТБОЛ?

24 февраля 2004, 21:00
Большинство клубов российской футбольной премьер-лиги уже определились со стоимостью билетов на матчи чемпионата и Кубка страны в предстоящем сезоне. С каждым годом поход на футбол становится все более дорогим удовольствием. Цены неуклонно приближаются к европейскому уровню, вот только сервис на наших аренах остается о

В советские времена цены на билеты определяло исключительно государство. Поскольку спорт вообще, а футбол в частности считался еще и очень важным средством пропаганды преимуществ социалистического строя над капиталистическим, то поход на стадион был едва ли не самым доступным развлечением для миллионов граждан. Уверен, многие читатели еще помнят времена, когда детский билет стоил всего десять копеек, а взрослый, на центральную трибуну, – три рубля. Малообеспеченные болельщики, как правило, предпочитали сидеть за воротами, куда вход стоил в два раза дешевле. От билетной выручки в 60–70-е годы напрямую зависел размер премиальных футболистов. Поэтому они были кровно заинтересованы в том, чтобы играть при заполненных до отказа трибунах. Победа при аншлаге в «Лужниках» могла принести каждому игроку команды-победительницы до ста рублей призовых. Тогда эта сумма была эквивалентна месячной зарплате.

С развалом союзного чемпионата интерес к футболу в стране резко упал. Да и стремительная инфляция начала 90-х зачастую обесценивала выручку от продажи билетов и абонементов. Главным источником доходов для клубов стали вещевые рынки, сдача в аренду помещений, привлечение спонсоров. Билетная же деятельность приносила сплошные убытки. Ведь приходилось тратить деньги на изготовление, печать билетов, налоги от их продажи, зарплату кассирам. А тут еще и футбольные хулиганы. Штрафы за их бесчинства, замена изувеченных пластиковых сидений и испорченного петардами футбольного газона оплачивались тоже из клубных бюджетов. И все эти траты, естественно, не могла покрыть более чем скромная выручка от проданных билетов.

Кроме того, футбольные клубы столкнулись с еще одной напастью – бесчисленной армией безбилетников, всеми законными и незаконными путями стремившимися попасть на стадион. Народ проникал на трибуны по всевозможным удостоверениям, «корочкам», спецпропускам, аккредитациям. В результате доходило до абсурда: кассиры, например, продавали на игру всего пятьсот билетов, а на трибунах в итоге оказывалось несколько тысяч болельщиков. Все это било по карману и престижу клубов. Эти проблемы надо было как-то решать.

Еще в прошлом году руководители футбольных команд, видимо, посчитали, что в нашей стране, особенно в крупных городах, живет достаточное количество хорошо обеспеченных граждан, способных платить за билет, допустим, не сто рублей, а тысячу. И что лучше получать деньги с болельщиков еще до начала чемпионата, путем продажи сезонных аккредитаций и фан-карт (или просто «фэнок»). А то кто знает, как будут складываться дела у той или иной команды по ходу чемпионата и какова окажется посещаемость? Наконец, некоторые пошли на откровенное повышение цен на билеты всех категорий. Объяснение тут простое: клуб должен сам зарабатывать деньги, а делать это он может в первую очередь за счет продажи билетов и клубной атрибутики. Да и хулиганам уже неинтересно отдавать немаленькие деньги за проход на стадион. Ведь кулаками можно помахать на площади или в парке.

Но к чему привели все эти шаги? К примеру, московский «Спартак», многократный чемпион России, еще недавно считался самой посещаемой командой России. Нынче же красно-белые включились в борьбу за звание самого «дорогого» для кармана своих болельщиков клуба. Второй сезон подряд «Спартак» будет проводить домашние матчи на стадионе «Торпедо» имени Эдуарда Стрельцова, который вмещает всего-то чуть больше десяти тысяч зрителей, а по отсутствию комфорта занимает, наверное, одно из первых мест в стране. Собрать большую сумму, продавая недорогие билеты, на этой арене практически невозможно. Единственный способ хоть как-то окупить затраты – существенно поднять цены. Самый дешевый билет на Западную трибуну в этом сезоне будет стоить 250 рублей. Причем не в центральные сектора. Цена самого дорогого, на лучшие места, составит 5000 рэ. Это уже – для новых русских. Цены на Восточную трибуну намного демократичнее. Самые дорогие – всего по 400 рублей. А стоимость абонементов варьируется в пределах от 55000 тыс. до 1050. Правда, приобретая самый дешевый абонемент на самые неудобные места, вы рискуете весь сезон видеть только грязные гетры игроков. К тому же заметим, что в прошлом сезоне «Спартак» занял лишь десятое место в чемпионате страны.

Интересным путем пошли в московском «Динамо». Еще в прошлом году все права на билеты клуб продал Футбольному туристическому агентству, которое, кстати, занимается распространением билетов и на матчи российской сборной. У этого агентства только в Москве более полусотни «точек», где можно в любое время купить билеты на динамовские матчи. Можно заказать их и через Интернет. При этом сам болельщик выбирает для себя сектор, ряд и даже конкретное место на трибуне. Предусмотрена и продажа фан-карт, которые обойдутся всего в 500 рублей за весь сезон. А вот розничные цены вполне сопоставимы со спартаковскими – хорошие места на центральную, Северную, трибуну стоят от 400 до 650 рублей. Места в ложе, сами понимаете, еще дороже. Не хочет отставать от Москвы и Санкт-Петербург. Как-никак положение второй столицы обязывает. Билеты на хорошие места на стадионе «Петровский» стоят 350–400 рублей.

Любопытно, что посмотреть матч 1/8 Лиги чемпионов между «Локомотивом» и «Монако» можно было за 200 рублей, купив билет за ворота. А вот цены на центральные сектора почти сопоставимы с ценами на домашнюю встречу московских «Спартака» и «Торпедо-Металлурга». Но комфортабельность новой, суперсовременной арены «Локомотив» не идет ни в какое сравнение с теми «прелестями жизни», с которыми может столкнуться болельщик на старом, продуваемом всеми ветрами, лишенном «козырька» от дождя и снега, давно требующем ремонта стадионе «Торпедо». Не говоря уже о том, что уровень футбола, который демонстрируют участники плей-офф Лиги чемпионов, трудно сравнить с матчами команд, в минувшем сезоне занявшими места в нижней части турнирной таблицы.

С одной стороны, стремление сделать цены на билеты дифференцированными выглядит вполне разумно. Очевидно, что времена, когда на трибунах стадиона все были равны почти, как в бане, давно прошли. Ведь кто-то может позволить себе ездить на роскошной иномарке, а кто-то передвигается только на общественном транспорте. Понятно и то, что футбольные клубы – это уже не государственные, а коммерческие предприятия, цель которых – извлечение прибыли от проведения спортивных соревнований. Однако хорошо известно и другое: на продаже билетов клуб может заработать в лучшем случае 500 тыс. долларов в год (причем в лучшем случае). Эта сумма меньше годовой зарплаты ведущего игрока практически любой команды российской премьер-лиги. Другими словами, даже поднимая цены на билеты, клубы, как правило, не получают от этого серьезной экономической выгоды. Кроме того, в России нет, за исключением «Лужников» и «Локомотива», по-настоящему современных, комфортабельных стадионов, отвечающих европейским стандартам. Нередко отдавший немалую сумму за билет болельщик, приходя на трибуну, сталкивается с тем, что его сиденье покрыто толстым слоем грязи или, наоборот, залито водой. А посещение туалета вообще сопряжено с риском для здоровья. Эти заведения на российских стадионах, как правило, никогда не ремонтируются и напоминают какую-то сточную канаву. А если мы вспомним о капризах российской погоды, то выяснится, что нашему болельщику вообще еще и приплачивать надо. За вредность.

"