Posted 11 ноября 2003,, 21:00

Published 11 ноября 2003,, 21:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Игорь Высоцкий и Теофило Стивенсон

Игорь Высоцкий и Теофило Стивенсон

11 ноября 2003, 21:00
Тридцать лет назад Игорь Высоцкий и Теофило Стивенсон впервые встретились на ринге. И тогда же подружились. Недавно состоялась новая встреча прославленных боксеров – на этот раз в Москве.

Игорь Высоцкий не выигрывал чемпионаты мира и Олимпийские игры. Он не завоевывал Кубок Вэла Баркера, вручаемый самому техничному боксеру планеты. Но именно он стал единственным бойцом, кто дважды побеждал великого кубинского тяжеловеса, трехкратного олимпийского чемпиона Теофило Стивенсона. Первый раз это произошло летом 1973 года на Кубе, на турнире памяти кубинского революционера и боксера Хиральдо Кордовы Кардина. Стивенсон уже тогда был олимпийским чемпионом, а Высоцкий носил титул чемпиона СССР среди молодежи. Второй их поединок состоялся тремя годами позже на международном турнире в Минске. Высоцкий победил кубинца нокаутом.

Казалось, при жизни ставший легендой Стивенсон должен был затаить обиду на Игоря за те два поражения, без сомнения, больно ударивших по его самолюбию. Но на деле все вышло наоборот. Высоцкий и Стивенсон давно и крепко дружат, а в начале ноября по их инициативе в Москве состоялся матч молодежных команд России и Кубы. Два прославленных боксера встретились вновь и ответили на вопросы «Новых Известий».

– Господин Стивенсон, ваши ощущения от визита в Москву, где вы давно уже не были?

– Мне очень нравится этот город. Здесь я, как у себя дома, на Кубе. Меня так здорово здесь встретили – и мой друг Игорь Высоцкий, и представители российской федерации бокса, что я даже холода не почувствовал. Как говорится, тепло людей греет. Кстати, меня с Москвой многое связывает. Здесь я несколько раз выходил на ринг, даже тренировался какое-то время у русских наставников. Здесь живет мой хороший друг Высоцкий.

– Неужели возможна дружба между людьми, которые выходили друг против друга на ринг?

– Сильно заблуждаются те люди, в представлении которых боксеры – сплошь грубияны и драчуны. В боксе не бывает такого, чтобы после поединка спортсмены не поприветствовали друг друга, не пожали бы руки. Часто боксеров связывает крепкая дружба. И за примерами далеко ходить не надо, мы перед вами.

– Игорь Яковлевич, сколько лет вашей дружбе со Стивенсоном?

– Ой, много! Жаль, встречаемся редко. В предпоследний раз это было, если память меня не подводит, в 1978 году, на московском чемпионате мира. Теофило тогда ко мне в гости приезжал. Этим летом уже мы с супругой ездили на Кубу. Теперь Стивенсон с семьей вновь гостит у нас.

– Признайтесь, вспоминаете при встрече те два ваших боя?

– Редко. В первую очередь потому, что это болезненные воспоминания для моего друга, а я не хочу портить ему настроение. Впрочем, Стивенсон, по крайней мере внешне, спокойно к этим эпизодам относится. Летом на Кубе мы с Теофило встречались с разными людьми, и он меня так им представлял: «Знаете, что это за человек?! Тот самый Высоцкий, который меня дважды победил!»

– Вы целенаправленно готовились к поединкам со Стивенсоном?

– Да. Мой отец в свое время тоже был боксером и говорил: «Рано или поздно ты с ним все равно встретишься. Потому давай думать заранее, как можно Теофило одолеть». Вот мы и думали. Отсюда нырки, уклоны, которые и помогли мне уйти от многих его ударов. Да и к встрече с высоким боксером, а Стивенсон много выше меня, я тоже специально готовился.

– Не обидно, что вам, единственному боксеру в мире, который дважды сумел победить Стивенсона, не удалось добиться больших побед?

– Нет! Я всем доволен. Лучшие годы своей жизни я провел в спорте. Пусть многого не добился, но счастлив уже тем, что удалось сделать. Немного жаль, что не получилось попробовать себя на профессиональном ринге. Не было в мое время такой возможности. С другой стороны, может, оно и к лучшему. На Кассиуса Клея, то есть на Мохаммеда Али, сейчас смотреть больно. Может быть, в его случае бокс и ни при чем, ведь болезнью Паркинсона страдают и люди, боксом в жизни не занимавшиеся. Но известно ведь, что профессиональный бокс – жесткий вид спорта. И нельзя сказать, что он полезен для здоровья.

– Чем вы занимались после окончания спортивной карьеры?

– Грузчиком работал в мебельном магазине, детским тренером. Сейчас я вице-президент Федерации бокса Московской области. Есть у меня и свой клуб, где мы занимаемся с ребятишками.

– Господин Стивенсон, вы тоже не смогли расстаться с боксом после окончания карьеры?

– Куда же я без него?! Сейчас занимаю должность вице-президента кубинской федерации бокса. Возглавляю федерацию спортсменов Кубы. Наша задача – заботиться об их благополучии. Вот помог моему другу Игорю в проведении встречи молодых боксеров Кубы и России.

– Кстати, о боксе. Говорят, что темнокожие боксеры по природе своей гораздо сильнее, чем их белые собратья. Ваше мнение по этому поводу?

– Может быть, темнокожие люди действительно предрасположены к боксу. У них врожденное чувство ритма, отличная координация, пластичные движения. Все это дает им определенные преимущества. Знаете, у нас есть два коронных вида спорта – бокс и легкая атлетика. Ведь издревле приходилось защищать себя: либо драться с врагом до победы, либо улепетывать со всех ног (смеется).

– Вы что скажете, Игорь Яковлевич?

– Мое мнение – все люди одинаковые, и черные, и белые. Да, говорят, что темнокожие боксеры удар держат лучше. Так я вам скажу, что они падают так же, как и все остальные. Свалить можно любого, главное – правильно ударить.



Игорь ВЫСОЦКИЙ
Родился в 1953 году в поселке Ягодное Магаданского края. Мастер спорта международного класса. Чемпион СССР 1978 года. Миллионам любителей спорта Игорь Яковлевич запомнился прежде всего как единственный боксер, который дважды выигрывал у трехкратного олимпийского чемпиона тяжеловеса Теофило Стивенсона, считавшегося непобедимым. После этого знаменитый кубинец стал просто избегать встречи с ним, несмотря на солидное превосходство в росте и весе. В конце 70-х менеджеры одной из американских профессиональных боксерских федераций давали миллион долларов, чтобы Высоцкий перешел в профессионалы. Но Госкомспорт его не отпустил. Между тем, как считают специалисты, жесткая, ударная манера Высоцкого больше подходила как раз для профессионального бокса, нежели для любительского. Кстати, в свое время на матчевых встречах СССР – США он легко разделался с двумя будущими соперниками Майка Тайсона. Игорь Высоцкий ушел из большого спорта в 1980 году, незадолго до московской Олимпиады.

Теофило СТИВЕНСОН
Родился 29 марта 1951 года в городке Пуэрто-Падре в восточной части Кубы. Олимпийский чемпион 1972, 1976, 1980 гг. Чемпион мира 1974, 1978, 1986 гг. Чемпион Панамериканских игр 1975, 1979 гг. Заслуженный мастер спорта СССР. Был любимым учеником русского тренера Андрея Червоненко. Одержал на любительском ринге 310 побед, в 20 боях потерпел поражения. Мировое признание пришло к Стивенсону, когда на Олимпийских играх 1972 года в Мюнхене он нокаутировал «белую надежду» Соединенных Штатов Дуэнна Бобика. Практически на протяжении всей карьеры его буквально забрасывали предложениями перейти в профессионалы, что означало в то время фактическую эмиграцию в США. Но боксер был непреклонен. Его знаменитая фраза: «Я не променяю любовь 10 миллионов кубинцев на миллион долларов», – стала крылатой. Стивенсон не принял участие в лос-анджелесской Олимпиаде 1984 года, так как Куба присоединилась к остальным социалистическим странам, бойкотировавшим эти Игры. Тогда никто не сомневался, что он бы завоевал в Америке и четвертую золотую олимпийскую медаль. Стивенсон вошел в пятерку выдающихся фигур Латинской Америки и Карибского региона XX века. После окончания боксерской карьеры некоторое время был личным телохранителем кубинского лидера Фиделя Кастро.

"