Posted 30 августа 2012,, 20:00

Published 30 августа 2012,, 20:00

Modified 8 марта, 05:22

Updated 8 марта, 05:22

Мученик зубрежки

Мученик зубрежки

30 августа 2012, 20:00
Уже завтра, 1 сентября, миллионы юных россиян отправятся в школы, где учащиеся и учителя будут делать вид – кто-то искренно, а кто-то и не очень,– что соскучились за лето друг по другу. Однако две трети россиян считают, что дети в основном ненавидят школу, и ненавидят по объективным причинам. Это показал опрос, проведе

Когда в Россию пришла мода на социальные сети, москвичка Нина Александрова не стала в них регистрироваться, как делали миллионы современников. Девушка рассказала «НИ», что в соцсетях боялась встретиться, хоть и виртуально, со своими бывшими одноклассниками: «Я училась в спецшколе с углубленным изучением немецкого языка в переломные 90-е годы. Сначала в школу все ходили в форме и были одинаковыми. А затем, с отменой формы, остро почувствовалось социальное расхождение». По словам девушки, у одних родители были дипломатами и бизнесменами, у других находились на грани выживания. Дети из семей новых русских стали вести себя вызывающе, унижая остальных сверстников. Нина признается, что спустя годы она поняла: надо было рассказать об этой ситуации родителям и перевестись в другую школу, а «не сидеть одной на последней парте и быть изгоем в классе». Но тогда Нина предпочитала «не выносить сор из школы».

Эксперты отмечают, что ненависть к школе свойственна подавляющему большинству учащихся. Руководитель профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов признается «НИ», что режиссер Валерия Гай-Германика в сериале «Школа» правдиво показала субкультуру под условным названием «Ненавижу школу – убью всех учителей».

Сейчас на эту субкультуру стали ориентироваться предприниматели, выпуская тетрадки, значки и наклейки с соответствующей символикой. Москвичка Анастасия Горбанько пришла в один из сетевых гипермаркетов с восьмилетним племянником, чтобы купить ему школьные принадлежности. Но, увидев значки с лозунгом «В попу родительский контроль и домашнее задание», схватила племянника и вывела из магазина.

В Оренбурге антишкольная атрибутика привлекла внимание Центральной городской прокуратуры. Ведомство посчитало, что торговля тетрадями с надписями «На-кася выкуси», «Выпей йаду» и «Ненавижу школу» вызывает негативное отношение к учебе. Прокуратура направила предпринимателю требование прекратить розничную продажу подобного товара. Главный детский психиатр Москвы Анна Портнова заявила «НИ», что «отследить распространение такой печатной продукции крайне сложно, так как такой цензуры нет», но «вряд ли ребенок, который хорошо учится, прочитав такую наклейку, возненавидит школу».

Дети ненавидят школу заслуженно.
Фото: ЕКАТЕРИНА ВАРЮХИЧЕВА

«Всем понятно, что ты – даун»

Ненависть к школе находит большой выплеск в Интернете. Блогер Анатолий Глотских пишет, что «учителя – отборные садисты, которым нравится унижать детей», а фраза: «Садись, два!» – издевательство, так как она «предполагает унижение и запугивание будущими проблемами, а для некоторых это как приговор к расстрелу дома». Елена Вершинина из гимназии в подмосковном Королеве рассказывает «НИ», что когда в их престижную школу пришел новенький и написал работу по русскому языку на «неудовлетворительно», то учитель на весь класс сказал: «У меня даже к тебе претензий нет, тут всем понятно, что ты – даун». Понятно, какие чувства испытывал в этот момент ученик.

Школьный психолог Анастасия Пахомова заявила «НИ», что ненавидят школу не только те, кто плохо учится, но и обостренно чувствующие свою несвободу: «В обществе сегодня можно быть в оппозиции к власти. Дети по примеру взрослых ставят себя в оппозицию школе и родителям». Плохо, по словам психолога Пахомовой, чувствуют себя в школе также дети с высоким уровнем интеллектуального развития: «На занятиях им скучно».

По данным опроса компании SuperJob, самая частая причина ненависти детей к школе – конфликты с одноклассниками. Так считают более четверти респондентов (26%). Еще 20% уверены, что «детей унижают учителя, которые отказываются видеть в школьниках личности», а 13% полагают, что в ненависти к школе виноваты родители, которые «заставляют детей учиться на «отлично», превращая их жизнь в ад». Примечательно, что лентяями ненавидящих школу считают лишь 16% опрошенных. По мнению всех остальных респондентов, причина ненависти к школе кроется не в ребенке, а в чем-то еще.

Личностная неприязнь

Москвичка Мария Кафанова рассказывает, что однажды ее самостоятельную работу по математике преподавательница отказалась проверять только из-за того, что девушка писала ее с «распущенными волосами». Прическа сыграла немаловажную роль и в жизни бывшего выпускника Химкинского лицея №6 Ярослава Голубева (фамилия изменена). Его классная руководительница отказывалась пускать ученика на уроки, пока он не пострижется. Волосы у молодого человека были чуть выше плеч, а его родители не раз писали официальные заявления, что они не против внешнего вида свого чада. Однако прессинг со стороны классной дамы оказался выше, и мальчик в протест всем пошел и постригся наголо.

Выпускник Пушкинской средней школы № 3 Эдуард Клементьев (фамилия изменена по просьбе нашего собеседника) выражал свою агрессию к школе в порче школьного имущества. Он не скрывает, что, когда в юности купил пневматический пистолет, его первой мишенью была школа. Он обстрелял здание и был очень разочарован тем, что не разбил ни одного окна. Правда, сейчас он бы так поступать не стал: «Подростки склонны к максимализму и поэтому перебирают». Также в кабинете литературы он и его друзья однажды прибили гвоздями к шкафам портреты писателей. А из другого кабинета, расположенного на втором этаже, на перемене выбросили из окон стулья. Вернувшийся на урок преподаватель очень удивился, что стулья пропали. Но еще больше удивился, когда с улицы прибежали со словами: «От вас стулья падают».

Социальный психолог Наталья Варская заявила «НИ», что в существующей системе образования личность не нужна и неудобна: «В подавляющем большинстве дети там ломаются и выходят из нее конформистами и приспособленцами». По словам психолога, большинство тех индивидов, которые не подходят «под стандарт», либо со временем выбиваются и становятся неординарными личностями, либо подавляются, уходят в депрессию, превращаясь в алкоголиков и наркоманов.

Уплотнение ненависти

Школьный преподаватель русского языка и права с многолетним стажем работы Всеволод Луховицкий говорит: было бы удивительно, если бы дети школу не ненавидели, так как «невозможно чувствовать себя комфортно в казенном учреждении». Исключения есть, но это, по словам г-на Луховицкого, большая заслуга директора школы и преподавательского коллектива.

Эксперты единогласно советуют родителям, которые не хотят, чтобы их дети страдали в школе, отправлять их учиться в небольшие камерные учебные заведения. В них ребенок будет чувствовать себя комфортнее, и поводов для ненависти будет меньше. Однако они подтверждают, что таких школ сегодня крайне мало и в будущем их станет еще меньше. Руководитель профсоюза работников образования «Учитель» Андрей Демидов напоминает, что в России взят курс на оптимизацию учебных заведений, когда маленькие школы и небольшие классы объявляют нерентабельными и объединяют, доводя численность классов до 25 человек – цифры, положенной по нормативу финансирования.

В немецких школах девочки травят девочек

Школьников в Германии приучают не только любить школу, но и радоваться самому процессу обучения. Каждое занятие в начальных классах учителя стараются облекать в игровую форму. В гимназиях же действует тот принцип, что «школа должна доставлять удовольствие». Стремление любой ценой вызывать у учащегося чувство радости сказывается на контроле за успеваемостью: в немецких школах не ставятся оценки за домашние задания, если только это не реферат или доклад.
Еще одно средство профилактики отвращения к учебе состоит в том, что здесь не принято публично отчитывать ребенка за плохую успеваемость или поведение. Успехи детей не сравнивают во всеуслышание. Успеваемость каждого ученика – почти что «военная тайна». Даже оценки за контрольную вслух никогда не объявляются. Подобная секретность продиктована бережным отношением к чувству человеческого достоинства маленькой личности. Кроме того, считается, что открытое противопоставление хороших и плохих учеников негативно скажется на отношениях между детьми.
Конфликты, а тем паче травля кого бы то ни было внутри школьного коллектива встречаются крайне редко. Подобные случаи иногда фиксируются только в гимназиях, где учатся одни девочки (такие еще остались, например, в некоторых городах Баварии). Но это объясняют особенностями женской психики, а не ошибками педагогического метода.
Нелюбимый предмет у немецких школьников чаще всего латынь. Язык трудный и бесполезный для будущей профессии, если она не связана с медициной. А немцы, в том числе и маленькие, будучи по природе своей людьми рациональными, бесполезным делом заниматься не любят.
Адель КАЛИНИЧЕНКО, Мюнхен

"