Posted 29 сентября 2004,, 20:00

Published 29 сентября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:46

Updated 8 марта, 09:46

Люди и куклы

Люди и куклы

29 сентября 2004, 20:00
Что такое кукла? Вообще-то игрушка, первым делом подумает каждый. Любимый пластмассовый пупс из детства, которого можно было учить, лечить, купать, отчего он становился все менее презентабельным, но все более любимым. Нынче же кукла перестает быть игрушкой, а становится предметом искусства, не уступая по художественной

Светлана Воскресенская открыла Школу кукольного дизайна в Москве четыре года назад. Сегодня ее выпускниками стали тысячи людей по всей стране, филиал открылся в Екатеринбурге, и десятки школ, созданных по образу и подобию школы Воскресенской, работают в Москве, Челябинске, Перми.

Существует несколько основных техник, в которых художники изготавливают куклы. Это текстильное направление (утрированные, динамичные куклы из дамских чулок), пластик (материал, который застывает при нагреве в духовке, создает впечатление бархатистой живой ладошки или щеки) и, разумеется, фарфор. Именно в фарфоре Воскресенская совместно с Ириной Мызиной создала одну из самых знаменитых своих коллекций под названием «Горе от ума» (по спектаклю Олега Меньшикова).

Десять кукол были сделаны художницей и немногочисленными ее помощницами за пару месяцев. Расшить алое платье Екатерины Васильевой (старуха Хлестова) вручную золотыми нитями и мелкими золочеными бисеринками – занятие чрезвычайно кропотливое. Кроме аккуратности тут необходимо соблюсти пропорции: нельзя, чтобы хотя бы один аксессуар вступил в противоречие с образом. Есть один секрет, помогающий не совершить ошибки: художник ориентируется по глазу куклы. По его размерам строится весь чертеж будущего героя, и если хоть одна бисеринка больше кукольного зрачка, ее безжалостно бракуют.

Кукла Молчалин (Марат Башаров) и кукла Лиза (Полина Огуреева)

Портретное сходство было для художницы не самой важной частью образа: этим пусть занимаются профессиональные скульпторы. Перед Воскресенской стояла гораздо более интересная задача: передать характерные черты персонажа, используя фактуру актера и костюмы Игоря Чапурина. Но при этом сходство безусловно. Кукла Чацкого из первой сцены: в валенках, шинели и с шапкой в руке ворвавшийся в спокойный фамусовский дом герой. Это не столько Олег Меньшиков, сколько тот образ, который он сыграл. Сергей Мигицко легкоузнаваем в этом, облаченном в черный берет Репетилове. А в манерной Лизе, держащей в изящных ручках письмо и свечу, отчетливо видна Полина Агуреева, именно такой Лизу и сыгравшая.

Театральное искусство недолговечно, «Горе от ума» давно не играют, но кроме рецензий, видеозаписей и фотографий от него осталась кукольная коллекция Светланы Воскресенской. Театральных летописцев – кукольников – доселе не было, но именно эта новая формация создала осязаемое, объемное свидетельство истории.

"