Posted 29 сентября 2004,, 20:00
Published 29 сентября 2004,, 20:00
Modified 8 марта, 09:46
Updated 8 марта, 09:46
Светлана Воскресенская открыла Школу кукольного дизайна в Москве четыре года назад. Сегодня ее выпускниками стали тысячи людей по всей стране, филиал открылся в Екатеринбурге, и десятки школ, созданных по образу и подобию школы Воскресенской, работают в Москве, Челябинске, Перми.
Существует несколько основных техник, в которых художники изготавливают куклы. Это текстильное направление (утрированные, динамичные куклы из дамских чулок), пластик (материал, который застывает при нагреве в духовке, создает впечатление бархатистой живой ладошки или щеки) и, разумеется, фарфор. Именно в фарфоре Воскресенская совместно с Ириной Мызиной создала одну из самых знаменитых своих коллекций под названием «Горе от ума» (по спектаклю Олега Меньшикова).
Десять кукол были сделаны художницей и немногочисленными ее помощницами за пару месяцев. Расшить алое платье Екатерины Васильевой (старуха Хлестова) вручную золотыми нитями и мелкими золочеными бисеринками – занятие чрезвычайно кропотливое. Кроме аккуратности тут необходимо соблюсти пропорции: нельзя, чтобы хотя бы один аксессуар вступил в противоречие с образом. Есть один секрет, помогающий не совершить ошибки: художник ориентируется по глазу куклы. По его размерам строится весь чертеж будущего героя, и если хоть одна бисеринка больше кукольного зрачка, ее безжалостно бракуют.
Портретное сходство было для художницы не самой важной частью образа: этим пусть занимаются профессиональные скульпторы. Перед Воскресенской стояла гораздо более интересная задача: передать характерные черты персонажа, используя фактуру актера и костюмы Игоря Чапурина. Но при этом сходство безусловно. Кукла Чацкого из первой сцены: в валенках, шинели и с шапкой в руке ворвавшийся в спокойный фамусовский дом герой. Это не столько Олег Меньшиков, сколько тот образ, который он сыграл. Сергей Мигицко легкоузнаваем в этом, облаченном в черный берет Репетилове. А в манерной Лизе, держащей в изящных ручках письмо и свечу, отчетливо видна Полина Агуреева, именно такой Лизу и сыгравшая.
Театральное искусство недолговечно, «Горе от ума» давно не играют, но кроме рецензий, видеозаписей и фотографий от него осталась кукольная коллекция Светланы Воскресенской. Театральных летописцев – кукольников – доселе не было, но именно эта новая формация создала осязаемое, объемное свидетельство истории.