Posted 29 сентября 2003,, 20:00

Published 29 сентября 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:45

Updated 8 марта, 09:45

«Иначе люди замерзнут»

29 сентября 2003, 20:00
Вчера вице-премьер России Владимир Яковлев поручил председателю Госстроя Николаю Кошману сформировать экстренную комиссию для выезда в Республику Алтай. Федеральные чиновники должны на месте оценить ущерб от произошедшего там в субботу землетрясения. Местные власти пока не готовы подсчитывать убытки: людей бы согреть и

Вчера «Новые Известия» уже рассказывали о катаклизме, силу которого смогли почувствовать жители всего сибирского региона. Эпицентр землетрясения находился в Республике Алтай (РА). Сейчас в шести районах республики объявлен режим чрезвычайного положения.

В правительстве РА рассказывают, как определяли эпицентр катастрофы. Через сутки после первых подземных толчков высокие алтайские чиновники выезжали в районы, считали разрушенные дома и вслушивались, в каком из сел их служебную машину встряхнет сильнее. После пары-тройки таких встрясок эпицентром назвали Кош-Агачский район.

«Никто не предупредил, что следует ждать землетрясения, – говорит глава района Ауельхан Джаткамбаев. – 15% домов разрушены полностью, 50% – требуют капитального ремонта. Рассыпались 950 строений. Села остались без питьевой воды, второй день четыре водовоза снабжают все население. Вырубило электричество. Закрыты 12 школ, отменены занятия. Все дома на Алтае – с печным отоплением. После землетрясения 1119 печей вышли из строя. На улице температура минус 8 , ночью – минус 15. Созвали всех печников республики, чтобы срочно отремонтировать средства отопления. Иначе люди замерзнут».

Вчера поступила информация и о пострадавших от землетрясения. В том же Кош-Агачском районе с осколочными ранами и переломами попали в больницу около 60 человек. Очевидцы вспоминают, как мужчина из села Бильтыр, пытаясь выбраться из развалин, разрезал битым стеклом руки, как в селе Ортолык камнями засыпало ребенка: девочка чудом осталась жива. Кош-Агачская лечебница оказалась не готова к приему потерпевших из двенадцати сел. Людей негде даже осматривать – стены клиники сейчас похожи на кучку строительного хлама.

«На Горном Алтае наиболее серьезно пострадали Кош-Агачский, Онгудайский, Улаганский и Шебалинский районы, – сообщил «НИ» министр по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Республики Алтай Александр Афанасьев. – Разрушены более тысячи жилых домов. Во вторник на место катастрофы приедет комиссия из 27 специалистов. Будут думать, кому и сколько нужно денег для восстановления хозяйства. Население паникует, ожидая повторного землетрясения. Сожалею, но предсказывать такого рода происшествия наука пока не может».

Ученый секретарь отделения природных и природно-техногенных катастроф и сейсмологии Земли института физики Земли РАН Алексей Завьялов с таким мнением не согласен. «Прогнозировать землетрясения можно, – считает он. – Другое дело: мы не можем размещать данные о сейсмической обстановке в СМИ, как прогноз погоды. Чтобы определить место будущего землетрясения, надо установить на изучаемой площади на расстоянии 50 метров друг от друга сейсмические приборы. Это большие финансовые затраты. Но если бы Республика Алтай, которая ежегодно страдает от землетрясений, хотела бы обезопасить себя от неожиданностей, она могла бы позволить себе создать сейсмологическую станцию. Или, что дешевле, по Госзаказу предложить ближайшему институту провести подобные исследования».

"