Posted 29 июня 2006,, 20:00

Published 29 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:10

Updated 8 марта, 09:10

Игорь Золотовицкий

Игорь Золотовицкий

29 июня 2006, 20:00
Популярный актер, преподаватель, руководитель курса школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий в беседе под пальмами Сочи размышлял, чем отличается новое поколение актеров от предыдущих, и уверял нашего корреспондента Виту Рамм, что хоть «каждый педагог и вампир», но шанс поступить «на актрису» есть не только у столичной жит

– Июль – горячая пора в театральных школах. Родители беспокоят просьбами?

– Люди, далекие от театра и от кино, все представляют в искаженных пропорциях. Их манит популярность, чаще всего мнимая.

– А коллеги?

– Миф о блате среди своих сильно преувеличен. Мы же видим и Бондарчука, и Ефремова. Они, что называется, поцелованные.

– Получается, что и сегодня девушка из далекого села может прийти?

– Говорю вам – ДА! С абсолютной ответственностью.

– Чем отличаются сегодняшние абитуриенты от вашего поколения?

– Степенью свободы. Тогда мы считали за счастье прочесть Солженицына и иже с ним, а теперь это само собой разумеющееся. Поменялся и репертуар. Из набора прошлых времен остался Маяковский, басни… Больше стали читать Пастернака, Цветаеву, Ахматову. Все-таки в наши времена они были полулегальными. Гришковца читают… И «Иосиф и его братья» Томаса Манна могут! Вот у меня есть выпускник. Роскошный мальчишка! О нем скоро все услышат. И Валерий Тодоровский приглашает его сниматься, и Юрий Мороз хотел его на роль Алеши Карамазова. Так и быть, назову, – Антон Шагин. Приехал поступать из деревни Карачев, жил с бабушкой и тетей… Ну что он там мог читать? Он потом даже на каникулы не ездил, говорит, я сопьюсь, я не могу…

– Подготовленность абитуриента вы чувствуете сразу?

– Именно поэтому цикл экзаменов делится на промежуточные этапы. Поступающий делает серию этюдов, мы с ним разговариваем, чтобы понять – выученный он или на самом деле способный. Здесь полагаешься и на собственную интуицию, и на «сито», через которое они проходят. При повторном чтении программы видно, кто сидит на отточенной интонации, а кто способен на импровизацию.

– Насколько вы обращаете внимание на внешность поступающего?

– Конечно, если актриса красивая, это уже половина дела. В меньшей степени это относится к мальчикам. Внешность и талант совпадают редко… С одной стороны, хочется набрать талантливых, с другой стороны, я понимаю, что моя задача в конечном итоге, чтобы они были востребованы.

– А какова география студентов?

– Омск, Саратов, Курск. Полкурса были ребята из Таллина.

– А как живут теперь студенты?

– Тяжелее, чем мы.

– На что они живут? Вы не запрещаете сниматься в сериалах?

– Нет, не запрещаю. Может быть, только первому курсу.

– Но это же портит…

– Это палка о двух концах. С одной стороны, это портит, с другой стороны, это веяние времени. Я считаю, что профессией зарабатывать не зазорно.

– Раньше шли в актеры из-за возможности жить «другой жизнью»…

– Через полгода желание быть известными проходит. Ребята начинают понимать, что не все зависит от них. И насколько это трудно и неблагодарно, и зависимо. Я не думаю, что у моих выпускников сейчас есть иллюзии, и я очень этому рад.

– Процент поступающих и заканчивающих – какой?

– Конкурс в первом туре у девочек – приблизительно 150 человек на место, мальчиков – 120. Отсев идет и после окончания первого курса, так что, даже поступив, нельзя расслабляться. Выпустили курс – 30 человек. 12 эстонцев и 18 русских. Кто из них хотел в театр распределиться – тот пошел. Я считаю, что по истечении какого-то срока 5–10% остаются в профессии.

– Вы следите за судьбами своих студентов, которые вышли?

– Стараюсь. Правда, меня научили мои учителя – никогда не жди благодарности. Но, конечно, слежу, интересно. Есть Яна Колесниченко, Денис Суханов, и Настя Заворотнюк, и Олеся Судзиловская (на фото) – мы по-разному можем относиться к успехам, но люди работают в профессии. Надеюсь, что на курсе, который сейчас выпустился, у многих есть шансы.

– Зачем вам все эти педагогические муки, ответственность?

– В какой-то степени учишься у них тоже. Наша педагогическая профессия такая вампирская, конечно, мы у них подзабираем по чуть-чуть.

– Я могу так назвать наше интервью «Все педагоги – вампиры»?

– (Смеется.) Можно. Это и стимулирует. И потом, увлекаясь педагогикой, я еще и поигрываю иногда что-то в театре, и с ними вместе на сцене.

– Гордый человек может идти в актеры?

– Актер должен быть уверенным в себе. Неуверенность порождает комплексы.

"