Posted 29 июня 2006,, 20:00

Published 29 июня 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:11

Updated 8 марта, 09:11

Театр воздушных действий

Театр воздушных действий

29 июня 2006, 20:00
Среди стремительных и современных драм внушительная сага, рассказывающая о буднях транзитного чукотского аэродрома, на котором садятся перегоняемые по ленд-лизу американские самолеты, выглядит настоящей летающей крепостью

Сам Рогожкин признается, что ему претит изображение военных действий в кино, которые, как правило, показывают неверно и неудачно: «Война – это не только стрельба, у меня в фильме только два раза из ракетницы стреляют».

Все основные сюжетные линии фильма разворачиваются среди персонажей, населяющих аэродром, «на ограниченном пространстве, где все превосходно все друг о друге знают», в мире «величиной с почтовую марку». Контуженный комендант аэродрома Юрченко (Алексей Серебряков), начальник охраны Лисневский (Даниил Страхов), политрук Свист (Юрий Ицков), заведующая библиотекой Ирина Зарева (Анастасия Немоляева), кухарка Валентина (Светлана Строганова) разыгрывают на экране настоящий кинороман, с прологом и эпилогом. Появление на аэродроме первой волны американских самолетов лишь ненадолго разнообразит существование этого закрытого сообщества.

Однако фильм Рогожкина лишен телесериального размыления, он требует от зрителей достаточно напряженной работы, чтобы понять, что стоит за каждым из персонажей, что их связывает. По словам Рогожкина, он хотел, чтобы череда микроэпизодов выглядела, как «кубики, из которых в своей голове зритель может складывать какие-то истории», и хотя «на каждого персонажа было свое досье», характеры героев проявляются в их поступках, а не в заявленных характеристиках. Как определяет это сам режиссер: «В какой-то мере это проявление моей любви к Федору Михайловичу Достоевскому, который рассматривал не типажи, а личности».

Вдумчивому восприятию хитросплетений запутанного аэродромного быта способствует то, что режиссер называет «акцентированной драматургией», и операторская работа: «мы снимали очень просто, без лишних движений камеры, если сделать образ слишком динамичным, то зритель не успеет посмотреть в глаза актеру». Даже персонажи, которые на первый взгляд кажутся второстепенными, вроде осужденного по 58-й статье за шпионаж нейрохирурга, работающего фельдшером, или повара – бывшего авиаконструктора, отсидевшего восемь лет по той же статье за вредительство, играют в фильме гораздо более важную роль, чем можно было предположить изначально. А чуть ли не самым смышленым обитателем этого беспокойного хозяйства оказывается чукча Василий (Алексей Петров), который на публике изображает туповатого малого, на ходу сочиняя анекдоты про своих соплеменников, а втихую приторговывает с американцами и даже ухитряется смотаться в багажном отделении штатовского транспортника на Аляску и обратно.

Свести все конфликты – и любовные, и дисциплинарные – позволяет неожиданный сюжетный ход, превращающий ожидаемую тыловую драму в настоящий детектив – с убийством, несколькими подозреваемыми и следователем из НКВД, который роет в поисках улик тундру, что твой Эркюль Пуаро (акт. Кирилл Ульянов). Впрочем, и тут режиссер остается верен выбранному стилю, и все драматические события (авиакатастрофы, потасовки и даже убийство) оставляет за кадром. Получается, что «Перегон» Рогожкина взлетает, чтобы в соответствии с полетным заданием по прямой линии перелететь с одного аэродрома на другой, но уже в воздухе резко сворачивает и начинает выписывать фигуры пилотажа. Высшего, вне всякого сомнения.

«Перегон» (2006)

Жанр: Война / Драма / Комедия
Российская премьера: 06.07.2006
Режиссер: Александр Рогожкин
В ролях: Даниил Страхов, Алексей Серебряков, Анастасия Немоляева, Юрий Ицков
Продолжительность: 127 мин.

"