Posted 27 марта 2005,, 20:00

Published 27 марта 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:39

Updated 8 марта, 09:39

Обутая Россия

Обутая Россия

27 марта 2005, 20:00
В конце минувшей недели Роспотребнадзор подвел итоги мониторинга фальсификаций на российском потребительском рынке за девять месяцев 2004 года. В категории непродовольственных товаров одним из несомненных лидеров стала обувь. Сомнительного качества туфли, сапоги и ботинки под импортными лейблами заполонили страну. Подд

Подделку определить легко. Если через пару недель у дорогущих сапожек на модной шпильке наблюдаются странные мутации в носочной части, а еще через пару дней вы ковыляете с отвалившейся «запчастью» в руках, все ясно – это «левак». Успокаивает одно – есть месяц, в течение которого можно вернуть некачественную пару и получить обратно деньги. Но не тут-то было: чаще всего воспользоваться этим правом не удается. Независимая экспертиза, к которой обращается торговля, во всем обвиняет покупателей: «Какая подделка? Да вы обувь носить не умеете!» «Экстремальные условия русской погоды» и «нарушение правил эксплуатации» стали самыми популярными терминами у экспертов-обувщиков. А значит, новые сапожки отправляются в помойку, а ты идешь за очередной парой, которая тоже может оказаться фальшивкой.



Культ бренда

«Обувное безобразие» началось в 1988 году. Именно эту дату можно считать приходом заграничных обувщиков в Россию. Тогда голодные до буржуазной эстетики соотечественники за пару импортных сапог, не задумываясь, соглашались расстаться с половиной оклада, а тотальный спрос на импортную обувку во много раз превышал предложения. Особенно радовались этому прорыву на Востоке законодатели моды «мысков и каблуков» итальянцы: они с лихвой пользовались страстью русских дольше десятилетия. Поднимали стоимость своих сапожек и босоножек каждый сезон, а странные русские все продолжали и продолжали покупать и покупать.

Но иметь в своем гардеробе модные туфли хотели все, невзирая на уровень доходов. Тогда-то дать всем «счастье» и решил Егор Гайдар, который из лучших побуждений в бытность свою премьером снизил таможенные пошлины и обеспечил Россию модным, импортным, но «ширпотребом». В Россию хлынул первый «левак». С тех пор прошло больше пятнадцати лет, но Россия по-прежнему остается регионом, жителям которого крайне важно, что за марку обуви или одежды они носят. В других местах планеты люди в первую очередь надевают то, что удобно и качественно, в России – то, что престижно.



Атипичный «Адидас»

Чем престижнее марка, тем чаще ее подделывают. Это индикатор популярности, хотя и отрицательный. У тех, кто обувается на рынках и в недорогих магазинах, шансов купить подлинную вещь нет. Да и если здраво взглянуть на ассортимент Черкизовского рынка в Москве, то станет ясно, что ботинок «Прада» за 1,5 тыс. рублей не может быть в принципе. На рынках продают обычно самый примитивный вид «левака» – кое-как сшитое обувное творение сдобрено этикеткой, на которой известная марка написана с изменением одной буквы в названии. Вместо Salamandеr – Salamandra. Вместо Reebok – Rebook. Так что формально – не придерешься. Зачастую покупатель идет на этот обман, надеясь, что подделка буквы не означает изменения качества изделия. А зачастую, даже не думая об этом. Продавцы же в свою очередь равнодушно взирают на покупателей: если уж пришли сюда, то больше им идти некуда. Купят, никуда не денутся.

Перед искушением закупить партию подделок «за копейки», а продать за сотни долларов не могут устоять и многие владельцы бутиков и модных салонов.

«К сожалению, где бы вы ни купили обувь и сколько бы вы за нее ни заплатили, ни один из этих факторов не является гарантом того, что эта продукция не поддельная, – говорит председатель Российского союза кожевников и обувщиков Константин Яковлев».

Отличить хорошую подделку даже искушенному покупателю невозможно. Тем более в любом маломальском уважающем себя бутике, вам расскажут, что их обувь подделать невозможно, что у них уникальная система защиты, что подделывают кого угодно, но только – не их. И только потом, когда у ваших модных сапожек кверху загнется мысок и разойдутся строчки, вы поймете, что вас, по всей видимости, «обули». Кстати, жаловаться идут не многие. Все верно – у людей, тратящих на одну пару 300 долларов и больше, как правило, другой менталитет. Они не будут тратить нервы – им проще купить другую пару.

Со скрипом элитные обувщики признают, что их бренд может быть фальсифицирован в принципе. Понятно, это бьет по престижу компании и, так или иначе, сказывается на продажах. Но подтвердить, что на прилавке может оказаться подделка, никто не соглашается.

«В наших фирменных магазинах мы предоставляем клиентам истинную информацию о продаваемой продукции, – говорит генеральный директор крупной сети обувных магазинов Римма Теплова. – Если обувь сшита в России, то на ней и написано, что она изготовлена в России. Если в Китае, то в Китае. А что касается подделок, то если клиент покупает обувь в салоне, то этот факт исключается. Конечно, теневые бизнесмены стали очень изощренными. Но двух одинаковых вещей не бывает: так или иначе – одна из них настоящая, а другая копия. И покупатель, который приобретает нашу обувь, видит качество, которое говорит само за себя».



Технология обмана

Откуда берутся поддельные Armani и Versace? Технология воровства очень проста. Она напоминает производство пиратских видеофильмов. Любая обувная коллекция первым делом демонстрируется на международной обувной выставке. Здесь наготове папарацци от подпольного обувного бизнеса. Они скрыто фотографируют новинки и быстренько пускают отснятые пленки в дело. Так зачастую «левая» новая коллекция появляется в продаже раньше, чем «родная».

Самые шустрые в этом деле – китайцы. Шить обувь их научили сами европейцы. Первыми, кто стал размещать заказы на китайских фабриках еще в начале 80-х, были производители спортивной обуви Nike. И долгие годы китайские фабрики специализировались на ее нехитром исполнении. Годы упорного труда на «хозяев» не прошли даром. К настоящему времени в Китае в производстве обуви произошел качественный скачок – сегодня китайцы могут производить обувь любой сложности, и она будет соответствовать европейским стандартам качества. Они могут шить и дешевую обувь, которая развалится после первого дождя. И такие «шедевры», которые трудно отличить от оригинала. Этот факт и позволил стране стать «серым кардиналом» подпольной мировой индустрии.

Но возникает закономерный вопрос: как же обувные подделки из Китая беспрепятственно пересекают границу с Россией?

«Сказать, что российский обувной рынок нецивилизованный – это не сказать ничего, – говорит Константин Яковлев. – В этой сфере твориться полный беспредел. Ежегодно в Россию официально ввозится около 50 млн. пар и более 100 млн. пар – неофициально. Большое количество обуви в страну ввозится под видом неторгового оборота, то есть без уплаты пошлин и налогов, а затем эта обувь попадает в розницу по демпинговым ценам».

Большинство россиян покупают обувь по принципу «дешево, но сердито».

Для обозначения контрабанды существует термин – «теневой или серый импорт». Часть «серого импорта» везут челноки. Но доля бизнесменов-индивидуалов с полосатыми баулами – просто «слезы» по сравнению с контрабандой «официальной». По данным Государственного таможенного комитета (ГТК), ежедневно таможенную границу РФ пересекает из одного только Китая около тысячи транспортных средств. А что же они везут? В основном сырье и комплектующие – так говорят таможенные документы. Под видом изделий, облагаемых самыми низкими таможенными пошлинами, от 0,2 до 1,4 доллара за килограмм, в Россию и везут поддельную обувь. Кроссовки под видом расчесок, сапожки под видом «замков-молний».



Made in Ростов

Не отстают от китайцев и российские обувщики. По оперативным данным МВД РФ, один из крупнейших центров этого подполья находится в Ростовской области. А подпольную обувь из Ростова, не ведая того, носит каждый третий россиянин. При этом бывший обувной гигант «Ростовобувь» «лежит на боку», а его конкурент «Донобувь» тачает солдатскую кирзу. По неофициальным данным, в регионе сейчас не менее полутора тысяч обувных предприятий. Сюда входят 10 крупных конвейеров, около 200 современно оборудованных цехов и несметное число кустарных мастерских, где обувь делают в основном вручную – не более 30–40 пар в сутки.

«Прежде всего это верный способ уйти от налогов, – рассказал «НИ» бизнесмен Алексей, который начал свой бизнес на донской земле 12 лет назад. – Чем меньше предприятие, тем тяжелее бремя налога. Нужны средства для развития, введения новых технологий, закупки качественного сырья – а государство обдирает тебя как липку. В Ростове малый бизнес власть практически не поддерживает. При этом немалые средства уходят на взятки чиновникам и «крышам». Мы начинали с маленького цеха: шили по 15–20 пар кроссовок в сутки. Потихоньку выходили на общероссийский рынок, расширялись, закупали новое оборудование».

Вторая причина, по которой донские обувщики предпочитают работать «под черным флагом», – непрестижность отечественных марок. Так уж сложилось исторически: модели, например, с итальянским лейблом почти всегда обречены на успех. Поэтому производитель старается скрыть «географию».

«Еще несколько лет назад доходило до абсурда, – говорит Алексей. – Мы шили классные мужские ботинки, снабжали их лейблами с латиницей, но в ростовской торговой сети говорили: «Донская продукция нам не нужна». Тогда мы отправляли обувь в Москву, оптовикам. Ростовские торговцы ехали в столицу и закупали там нашу же обувь, только дороже. И торговали ею в Ростове, уверенные, что приобрели импорт».



Милан в Подмосковье

Талдомский край Московской области издавна славен журавлями и обувщиками. Не зря на старинном гербе города журавль обут в сапоги. Правда, журавли на крайний север Подмосковья пока не прилетели, зато возле местной обувной фабрики в последнее время столпотворение. Припаркованы рядами дорогие иномарки с московскими номерами, внося в деревенский пейзаж столичный лоск и колорит. Маленький фабричный магазинчик под названием «Ваш имидж» каждый день атакуют модницы из Москвы. Их не смущает расстояние – 150 км от МКАДа. По раздолбанной дороге они несутся навстречу мечте – модным обновкам для ног. Здесь – посреди лесов и болот – вечная распродажа, и за одну пару обуви попросят гораздо меньше, чем в столичном бутике.

«Боже мой! В Петровском пассаже я видела точно такие босоножки – стоят 300 у.е.! – блондинка лет сорока, кажется, от счастья сейчас потеряет сознание. – Такая же кожа под кенгуру, такой же бамбуковый каблук! А стоят всего 2900 рублей!»

Обувь в Талдоме шили испокон веков, специализируясь на модельных женских туфлях. Сельские обувщики срисовали эскизы своих будущих шедевров из европейских журналов. В своем деле они так наловчились, что их изящные туфли стали заказывать даже столичные модницы. С тех пор прошло куча времени, но ничего не изменилось. Теперь здесь на современном итальянском оборудовании производят вполне конкурентоспособную обувь. Владельцы фабрики брендов не воруют: они договорились c хозяевами миланской марки Enzo Logana и открыли в Москве даже одноименный бутик. Производят бизнесмены эту обувь не то, чтобы подпольно, как ростовские мастера, но все равно – хитро обходя закон. Бедный дотационный район не получает от своего знаменитого производства ни копейки. Чтобы не платить налогов по месту нахождения, зарегистрирована фабрика где-то во Владивостоке. Все работников принимают здесь на работу на 29 дней, рассчитывают и снова принимают.

По всей стране магазины и рынки завалены обувью так называемых совместных предприятий, которые делают продукцию разного качества: от откровенного ширпотреба до вполне приличных вещей. На самом деле, официальных совместных предприятий в сфере обувного бизнеса у нас в стране практически нет.

«Из-за беспощадной налоговой системы иностранцы в открытую с Россией предпочитают не сотрудничать, – говорит Константин Яковлев. – Зарегистрированных по всем правилам действующего в России законодательства совместных производств только два: это нестареющая «Парижская коммуна», которая сотрудничает с различными итальянскими компаниями и шьет детскую обувь. И рязанская «Победа Октября», которая «дружит» с немцами. Все остальные – нелегальные или полулегальные».



На обувном фронте без перемен

Чтобы перекрыть «левый» импорт – надо ужесточать Таможенный кодекс. Чтобы помочь отечественным обувщикам составить достойную конкуренцию обувщикам подпольным, надо пересматривать налоговую систему. Это ясно как день. Ни о чем подобном российские власти почему-то не помышляют. Но все-таки борьба за то, чтобы вывести российский обувной рынок из тени в легальную сферу у нас в стране, оказывается, ведется. Так, по крайней мере, утверждают чиновники. 17 декабря 2004 года был озвучен и утвержден очередной «красивый» документ. Премьер Михаил Фрадков подписал «План первоочередных мероприятий по реализации основных направлений развития легкой промышленности», в котором речь идет и о многострадальной обуви. Он обязал Минпромэнерго, МВД, ФТС и другие важные ведомства создать рабочую группу для координации действий против незаконного производства, продажи и ввоза товаров в Россию. Эта группа должна планировать спецоперации против теневых импортеров и отечественных производителей подделок. А изъятые у них товары демонстративно уничтожать, как сейчас уничтожаются пиратские компакт-диски и видеокассеты. Об итогах работы группы за первый квартал перед премьером чиновники будут отчитываться уже скоро – в апреле. Пока же ни о каких спецоперациях по обезвреживанию подпольных обувщиков и о глобальном уничтожении «левой» обуви не слышно. Это либо затишье перед бурей, либо, как обычно, – полный штиль.



Бруно Скеджа: «В России доля подделок очень высока»

Несмотря на то, что российский обувной рынок заполнили подделки, итальянские производители полны оптимизма. Продукция Италии в России сегодня занимает второе место по продажам после китайской и сохранит свои позиции еще надолго, уверены главные обувщики Старого Света. Для этого сегодня делается все возможное: только в 2004 году на продвижение апеннинской обуви в России было потрачено более 700 тыс. евро, а на 2005-й наша страна названа основным партнером для Италии. О ситуации на российском рынке и о планах итальянских обувщиков «Новым Известиям» рассказал председатель комитета Итальянской ассоциации производителей обуви (A.N.C.I.) по России Бруно СКЕДЖА.

– Синьор Скеджа, сколько итальянских фирм сегодня работает на российском рынке?

– На последней выставке Moscow Shoes в 2004 году было представлено 230 наших компаний. Но продают свою обувь в России более 300 фирм. Правда, многое из того, что предлагается в ваших магазинах, не имеет к Италии никакого отношения.

– Неужели практически все, что у нас продается, – подделки?

– К сожалению, да. Россия относится к числу тех стран, где доля имитаций итальянской обуви очень высока – от примитивных некачественных подделок до идеальных по исполнению копий дизайнерских моделей. Ваши магазины переполнены китайской обувью, которую уже не могут продать. Бороться с этим практически невозможно. Тем не менее мы пытаемся как-то противостоять этому потоку контрафакта, который, кроме прямых экономических потерь, наносит серьезный ущерб имиджу наших производителей и марке made in Italy в целом.

– Китайские сапожники потеснили итальянских, которые долгие годы безраздельно владели сердцами российских потребителей. Причем из Китая поставляется не только ширпотреб, но и вполне качественная продукция. Что могут сегодня противопоставить ей ваши обувщики?

– Хорошее качество, инновации и современный дизайн – вот те преимущества, которыми обладает итальянская обувь и которых нет у китайской. Да, ситуация такова, что на каждые 10 проданных в России китайских пар туфель, ботинок или сапог приходится только 6 итальянских. Но сегодняшнее материальное благосостояние россиян позволяет им уже делать выбор не в пользу дешевой обуви, а в пользу качественной. А в качестве мы традиционно сильны. Наша обувь качественнее и моднее китайской.

– Но многие итальянские компании сегодня переносят свое производство в Китай. Сделанная там обувь, как правило, идет на экспорт в США, некоторые европейские страны и, разумеется, в Россию. По качеству такая лицензионная обувь ничем не отличается от «родной» итальянской?

– Я считаю, что отличается и довольно сильно. Именно поэтому обувь люксового сегмента (в Италии стоимость люкса начинается со 150 евро. – «НИ».) шьется только на итальянских фабриках. Вы не совсем правы, говоря о том, что многие наши компании переносят свое производство в Китай. Да, тенденция есть и довольно сильная, но исход на Восток характерен прежде всего для производителей недорогой обуви. И продают они ее не только в Восточной Европе или в России, но и у нас в Италии. И все же многие наши компании по-прежнему предпочитают оставаться дома. В ассоциацию A.N.C.I. входят только те производители, фабрики которых находятся в Италии. На сегодняшний день таких у нас 800.

– Какой совет вы можете дать потребителю, покупающему итальянскую обувь? Как отличить подлинную made in Italy от подделки?

– Главный признак подлинности – именное клеймо на подошве, на котором обязательно должны быть название марки, надписи made in Italy и Vero Couro/Leder (натуральная кожа). Обязательно надо просмотреть все швы – у качественной обуви они ровные, без торчащих ниток и дефектов. Кожа должна быть мягкая, без пятен, складок и трещин. Особое внимание надо обратить на место прикрепления подошвы к верху ботинка между каблуком и носком, а также на устойчивость самого каблука. Для этого надо поставить туфлю на ровную поверхность. Каблук должен ровно касаться пола, а носок подниматься от поверхности на 5–7 мм. Такой зазор специально заложен в конструкцию обуви для того, чтобы при ходьбе не цеплять носком землю.

Беседовала Наталья ТИМАШОВА, Милан–Москва

"