Posted 26 октября 2004,, 20:00

Published 26 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Дети играют в террор

Дети играют в террор

26 октября 2004, 20:00
В понедельник в московской школе №538 десятиклассница, одетая как террористка-смертница, с ножом в руках пыталась захватить в заложники второклашек. «Шахидку» обезвредили и отправили в психдиспансер. Врачи-психиатры считают, что случившееся – травматическая реакция девочки на события в Беслане.

Захват произошел в понедельник на четвертом уроке. Во втором «А» только начался урок математики. Внезапно в кабинет ворвалась девушка, одетая во всем черное. «Точно как шахидка, даже платок на голове черный был, – вспоминают второклассники Саша Соколов и Леня Головкин. – Она бросила на пол большую сумку, выхватила нож и закричала, что хочет захватить заложников. Кинулась к партам и замахнулась ножом на одного пацана. Тот отшатнулся, и тогда она схватила Виту Ульянову, а мы все начали кричать».

Детские вопли вывели из шока учительницу математики Наталью Рудневу. Она вырвала девочку и оттолкнула старшеклассницу в сторону. Тогда «террористка» схватила другую ученицу – Машу Рогачеву и также приставила нож к ее шее. На этот раз учительнице удалось обезоружить нападавшую, но во время борьбы Вита и Маша получили мелкие порезы лица и шеи.

«Потом «шахидку» повели к директору, а нам поставили фильм про рыбок. Чтобы мы успокоились», – рассказывают второклашки. В это время в школу спешили родители пострадавших девочек, сотрудники милиции и медработники. С заплаканной «террористкой» долго беседовала директор школы Галина Горецкая. Она выяснила, что 16-летняя девочка живет без матери, с отцом и что учится она хорошо. Вот только с другими учениками у нее сложились напряженные отношения. «Шахидку» в школе знают по особой черте – она всегда носит черное. Ровесники с ней предпочитали не общаться, а ученики младших классов все время норовили подшутить над девушкой.

В прошедшую пятницу ее снова обидели в школе. Все выходные она строила планы мести, и в понедельник захватила с собой нож, чтобы поквитаться с обидчиками.

По мнению учителей, выходка старшеклассницы вызвана нервным срывом. Сейчас она направлена на обследование в психоневрологический диспансер. Тем не менее сотрудники милиции проводят тщательное расследование происшествия. Как сообщили «Новым Известиям» в отделе информации УВД Юго-Западного округа Москвы, уже возбуждено уголовное дело по статье «хулиганство».

Услышав об этом совершенно диком случае в столичной школе, никто из психиатров, с которыми разговаривали «Новые Известия», не высказал удивления. По мнению экспертов, таких событий стоило ждать после того, как трагедия Беслана прошла через сердце каждого российского школьника. Врачи говорят, что такой «эпидемии» детских страхов в России не было еще никогда. Насмотревшись телевизионных репортажей о заложниках, травматической реакции подвержены оказались все. Дети – особенно, потому что их психика более восприимчива к чужой боли. Таких людей психологи называют вторичными жертвами.

По мнению специалистов Центра экстренной психологической помощи Московского городского психолого-педагогического университета, у большинства школьников «после Беслана» возникают всевозможные страхи, появляются тревожность, нервозность, подавленность. Все это порой усугубляется необдуманной тактикой педагогов. Например, в Казани на уроке рисования детей заставляли рисовать фигурки террористов, а потом зачеркивать их («НИ» подробно рассказывали об этом). В Йошкар-Оле выпустили памятку «ОБЖ и Беслан». А в одной из столичных школ на стене вывесили громадную стенгазету с фотографиями окровавленных заложников.

Погружение в тяжелую ситуацию спровоцировало даже у нормальных школьников массу эмоциональных проблем. Одни стали раздражительнее, конфликтнее, другие замкнулись в себе, отказывались от обычных занятий и увлечений. Почти у всех наблюдаются трудности концентрации внимания или принятия решений, а также нарушение ритмов бодрствования-сна. Ну а если у ребенка изначально были проблемы с психикой, последствия стресса предсказать не отважится ни один психиатр.

У «нормальных» же вторичных жертв стрессовое состояние нередко сопровождается физическими симптомами: головной болью, тошнотой, болью в области груди, учащенным сердцебиением. Состояние ребенка, как и его поведение, может меняться с течением времени, но если жертве вовремя не помочь, посттравматические фазы будут повторяться бесконечно. И пик переживаний придется на любой очередной стресс, особенно напоминающий о бесланских событиях.

Особенную тревогу вызывают у школьников постоянные эвакуации, связанные с ложными сообщениями о заложенных бомбах. Официальной статистики о количестве «заминированных» школ «после Беслана» пока нет, однако милиционеры и образовательные чиновники в один голос говорят, что число подобных звонков резко увеличилось.




Чужие

"