Posted 27 сентября 2019,, 08:11

Published 27 сентября 2019,, 08:11

Modified 7 марта, 15:40

Updated 7 марта, 15:40

Слепая инклюзия: власти закрыли глаза на слабовидящих детей

Слепая инклюзия: власти закрыли глаза на слабовидящих детей

27 сентября 2019, 08:11
Одиночный пикет у здания Министерства просвещения в самом центре столицы на Тверской улице назывался одиночным лишь по формальным причинам. Несколько десятков мужчин и женщин вышли с мольбой о том, чтобы их слабовидящие дети могли стать полноценными членами общества.

Молча, держа плакаты, в холодный четверг сентября они пытались хоть как-то достучаться до федеральных властей, так как городские, похоже, предпочитают их не видеть.

Основной костяк присутствующих состоял из родителей учащихся ГБОУ №1499, расположенного в районе Ростокино, в состав которого четыре года назад вошел один из двух московских интернатов для детишек со слабым зрением. По словам мамочек, раньше, до реорганизации, их Интернат №5 был прекрасным заведением, где малыши с особенностями могли получить образование, лечение и научиться адаптироваться в суровом мире здоровых людей. Школьники ходили на развивающие занятия: многочисленные часы музыки и танцев помогали им отточить органы восприятия, а курсы шрифта Брайля, которые необходимо проходить в раннем детстве, пока высока чувствительность рук, входили в основную программу для всех. Те, кто приезжал из других концов Москвы здесь же и жили, круглосуточно находясь под контролем заботливых нянечек.

Первый звоночек прозвенел еще в 2016 году, когда новый директор школы, сославшись на безопасность, перестала давать слабовидящим детям школьный автобус. Теперь на все олимпиады и в музеи учеников родители должны возить на метро. Справиться с толпой детей и так не простая задача, а уж тем более с проблемными малышами и вовсе невыполнимая.

Но в прошлом году рабочая система образования стала сбоить по всем фронтам. Лечение было урезано, профильные учителя переведены к здоровым детям, нянечки практически все уволены, а проживание внезапно оказалось платным. Новое руководство школы ссылается на нехватку финансирования, но родители подозревают, что их малышей просто бросили на произвол судьбы, перенеся денежные потоки на «более перспективных» детей.

- Вместо дефектологов нам поставили обычных учителей, педагогов, которые просто не понимают, как работать с нашими детками, - говорит мама пятиклассницы Ирина Тарасова.- Врач раньше был по 2 часа в день, теперь его убрали. Прекратилось финансирование нашего здания. В этом году не взяли первоклашек с ночевкой. Более того, нас смешали с детками с ДЦП, с аутизмом, увеличили классы. Курсы по Брайлю сделали только для тех, у кого есть специальные показания. Кружки и продленка стали платными. Такое ощущение, что нас просто выдавливают!

- Интересная история произошла со специальными книгами для детей, - дополняет историю мама третьеклассника Светлана Коробова. – Нашим малышам не подходят обычные учебники, так как шрифт там очень мелкий. Специализированная же литература стоит очень дорого. Приведу пример, учебник по русскому языку для инвалидов по зрению состоит из шести частей, каждая из которых стоит по полторы-две тысячи, а теперь посчитайте, сколько уйдет на все предметы? Через знакомства родителей нам удалось «выбить» льготное финансирование на такие книги. Но когда школа привезла нам их, мы были просто в шоке. Да, все материалы были распечатаны на листах формата А4, но шрифт был самый обыкновенный! Мы снова начали выяснять, как такое могло произойти. Наконец-то, нам выдали нужные экземпляры, только датировались они 2016 годом. И вот вопрос, а куда делись деньги на новые учебники? Помимо этого, вопросы возникли и к недавнему ремонту нашего здания. Вроде как в прошлом учебном году был проведен ремонт в туалетах и благоустройство территории нашей школы. Однако все работы заключались в том, что сняли перегородки в кабинках у мальчиков, и поставили их в кабинки к девочкам!

В альтернативу руководство предлагает не согласным с политикой администрации отдавать детей с проблемами со зрением по инклюзии в районные школы. Но, по словам родителей, отправить слабовидящего ребенка в обычную общеобразовательную школу невозможно. Маленькие москвичи просто не увидят, что написано на доске, будут дезориентированы в неприспособленном здании и, велика вероятность, осмеяны сверстниками. Кроме того, некоторые детки имеют и сопровождающие заболевания, поэтому у них обучение идет по более медленной и подробной 12-летней программе.

Реакция родителей не заставила себя долго ждать. Жалобы и прошения полетели в Департамент образования Москвы, но все они были спущены обратно руководству школы, которое ничего предосудительного в своих действиях не видит. Эффект от писем в мэрию оказался точно таким же. В новом году активные борцы написали петицию, на которую обратил внимание депутат Госдумы Олег Смолин. Он сам является инвалидом по зрению и занимает пост первого заместителя председателя Комитета по образованию ГД РФ.

- В Москве есть два интерната для слабовидящих, - комментирует ситуацию Смолин. – Их судьба оказалась разной. Несколько лет назад директор Интерната №2 обратился ко мне с просьбой не включать учреждение в комплекс. Мы отправились к Исааку Калине – главе образования столицы, и в результате борьбы интернат переоформили в казенное учреждение. Теперь он финансируется по смете и работает успешно. В это же время директор Интерната №5 дала согласие включиться в комплекс. Ей были даны определенные обещания, но, как известно, «обещать – не значит жениться». Как почти везде, где школы и садики включались в комплексы, началось перераспределение ресурсов, к сожалению, не в пользу детей с инвалидностью. Родителям нужно проявить характер, чтобы у них был шанс. Им нужно создать инициативную группу, объединяющую большинство, прийти ко мне с предложением о выделении интерната. Я готов вместе с ними отправиться к руководителю московского образования, представлять их интересы. Но инициатива должна идти от родителей. Сразу предупрежу, что это будет не просто, так как отменять уже принятые решения тяжелее, чем изначально договариваться.

- Единственный краткий совет, который можно дать по ситуации - обращаться во все органы: Минздрав, прокуратура, органы социальной защиты населения, приемная президента, - комментирует юрист Юлия Михайлова.- Нужно требовать проведения проверки законности ограничения образовательных и дополнительных услуг, законности введения платы. Если проверяющими органами будет установлено несоответствие законодательству - оспаривать действия администрации школы уже в суде. Законом таким детям гарантировано инклюзивное образование. Своими действиями администрация фактически превратила его в интеграцию, что недопустимо.

Сейчас родители готовят письма в прокуратуру, Мосгордуму и Министерство просвещения. Они искренне верят, что хоть кто-то откликнется и не останется слеп к их детям.

"