Posted 23 декабря 2004,, 21:00

Published 23 декабря 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:35

Updated 8 марта, 09:35

Горные лыжи: традиционный выбор

Горные лыжи: традиционный выбор

23 декабря 2004, 21:00
Выбор между сноубордом и горными лыжами рано или поздно встает перед каждым желающим приобщиться к зимним видам спорта. О снаряжении для сноуборда «Экстрим» подробно рассказывал в прошлых номерах. Теперь пора вспомнить и о приверженцах более традиционного вида спорта. О выборе горных лыж, креплений и ботинок рассказыва

Сразу нужно определиться, к какой именно дисциплине вы хотите приобщиться. Для слалома подходит один тип лыж, для фрирайда – другой, для фристайла – третий. Подумайте также, стоит ли вам брать спортивные модели. Начинающий на таких лыжах либо просто не сможет ездить, либо будет передвигаться коряво и без всякого удовольствия. Поэтому стоит объективно оценить собственные возможности и, исходя из этой оценки, подбирать подходящую модель. Однако слишком скромничать также незачем: продвинутому лыжнику на учебной модели ездить совсем «не круто».

Покупать лыжи лучше в тех местах, где есть грамотные продавцы и консультанты. Однако полностью полагаться на их советы не стоит: помните, что их основная задача – вытянуть из вас как можно больше денег. А чтобы голова не закружилась от многочисленных умных слов, которыми вас будут пичкать продавцы, следует назубок выучить основные характеристики лыж.

Продольная жесткость определяет реакцию лыжи на давление лыжника. Вы можете проверить жесткость ваших лыж, например, поставив носки на верхушку одного бугра, а пятки – на верхушку другого. Надавив на лыжи примерно посередине, там, где находится впадина между буграми, вы сможете покачаться вверх-вниз. Лыжа с большей продольной жесткостью будет прогибаться слабее, чем более мягкая.

Жесткость лыжи имеет большое влияние на ее поведение. Лыжа должна быть хоть немного гибкой, чтобы вы могли выпрямить ее, ликвидировав естественный прогиб вверх, и ввести канты в контакт со снегом. Однако для выполнения даже небольшого резаного поворота приходится еще больше прогибать лыжи. Чем лыжа мягче, тем легче это сделать. Если лыжа слишком жесткая в продольном направлении, необходимо большое давление, чтобы прогнуть ее в достаточной мере.

Жесткость на скручивание есть мера сопротивления, которое лыжа оказывает скручивающим усилиям. Она определяет стабильность лыжи на жестком снегу и на высоких скоростях.

Распределение жесткости – еще один важный фактор, который показывает нам не только то, насколько лыжа жесткая или мягкая, но и как жесткость распределена по ее длине. Однородное распределение жесткости делает поведение лыжи предсказуемым. Некоторые отклонения от равномерного распределения предназначены для улучшения характеристик лыжи, либо на конкретном рельефе, либо для конкретных лыжников.

Atomic Metron
Эта модель - удачная попытка скрестить слаломные и внетрассовые лыжи. Atomic Metron - универсальные лыжи с широкой талией и радикальным слаломным вырезом. Новинка послушна на любом покрытии , что понравится любителям, катающимся как по целине, так и на подготовленных трассах. В поворотах большого радиуса и на приличной скорости лыжи ведут себя идеально, легко проходят короткие повороты. Универсальный карвер с ярко выраженными свойствами радиального карва и яркими райдовыми качествами. Отличное сочетание глубокого выреза и большой площади. Позволяет кататься закрытыми поворотами на высокой скорости. По сравнению с райдовыми моделями удлиняет траекторию спуска примерно вдвое, на подготовленных трассах позволяет ложиться на склон.

Чем мягче лыжи, тем легче на них кататься. Однако мягкая лыжа менее стабильна. Производители зачастую смягчают носок и пятку лыж, предназначенных для менее агрессивных лыжников, облегчая таким образом вход в поворот и выход из поворота, и оставляют среднюю часть лыж жесткой, сохраняя приемлемый уровень стабильности. Для других моделей лыж характерны мягкий носок в сочетании с жесткой средней частью и пяткой лыжи. Такие лыжи прощают ошибки лыжника на сложном рельефе – буграх, подмерзшей каше, корке – и при этом стабильно ведут себя на повороте.

Ширина лыжи, умноженная на длину, определяет общую площадь поверхности лыжи. Именно от нее зависит поведение лыжи в глубоком снегу. Поэтому широкие лыжи используются фрирайдерами: ехать по целине проще на лыжах, которые умеют «всплывать» к поверхности снега. Чем шире лыжа, тем лучше она «плывет».

Длина лыж, пожалуй, является одним из самых важных факторов при покупке. Если лыжи слишком короткие, вы жертвуете стабильностью на скорости и «плавучестью» в целине. Слишком длинные хуже выполняют короткие повороты и прогибаются в мягком, глубоком снегу. Правильную длину лыж легче всего определить, если вы знаете, как ведут себя слишком длинные или слишком короткие лыжи.

Слишком длинные лыжи обладают большой инерцией, потому что впереди и сзади от ботинок находится слишком большой вес. Требуется больше усилий, чтобы закрутить их в повороте, поэтому кататься на них физически тяжело. Чем длиннее лыжи, тем они жестче. Поэтому при одинаковом росте более тяжелому спортсмену требуются более длинные лыжи, чем более легкому, который просто не сможет правильно прогнуть модель, на которой комфортно себя чувствует тяжеловес.

Чем короче лыжи, тем меньше их момент инерции и тем быстрее они могут поворачивать. Именно поэтому могулисты используют лыжи, которые на 10–15 сантиметров короче, чем предписывают общепринятые нормы. Однако преимущества влекут за собой и недостатки. В совокупности с повышенной мягкостью малый момент инерции приводит к тому, что лыжи становятся нестабильными на ледяной поверхности и на высоких скоростях. К тому же короткие модели обладают меньшей площадью поверхности, что уменьшает их способность плыть в глубоком снегу, заставляя райдера прикладывать значительно больше усилий для выполнения поворота.

Также на поведение лыжи в поворотах влияет боковой вырез, представляющий собой радиус окружности, касательной к боковой поверхности лыжи. Чем глубже вырез, тем маневреннее вы будете на склоне.

В последнюю очередь надо обращать внимание на дизайн: симпатичные, стильные лыжи на поверку могут оказаться совершенно не пригодными для катания.

Выбор ботинок не менее важен – от них зависит качество катания и комфорт райдера. В ботинках в первую очередь должно быть удобно. Но при этом ботинок должен плотно сидеть на ноге и быть достаточно жестким.

Свойства ботинка зависят от способа его надевания. Передний вход обеспечивает более тесный контакт внутреннего сапожка и внешней пластиковой оболочки. Такие ботинки обычно используют профессионалы. Задний вход больше понравится новичкам. Такие ботинки иногда называют валенками, что очень точно отражает их свойства. Их удобно снимать и надевать, в них даже можно с комфортом прогуляться до близлежащего кафе. Но они не обеспечивают четкого контроля над лыжей. Поклонниками моделей с задним входом являются дети и «чайники-тусовщики». Ботинки со средним входом сочетают достоинства и недостатки двух других типов.

Fisher RX 8 Railflex 2
Геометрия 115-66-98 мм
Радиус бокового выреза 14 м (170 см)
Выпускаемые ростовки 155, 160, 165, 170, 175, 180 см
Великолепные лыжи для свободного катания, веришь им с первого поворота, на любой скорости. Легкий выход, четкое как по рельсам ведение дуги. Отличная стабильность. Для тех, кто предпочитает спокойное, комфортное катание без лишнего напряжения. Хорошо ведут себя в мягком снегу, на укатанном и жестком склоне. Понравятся лыжникам, не склонным к агрессивному катанию. Отлично держат скорость. На ровном требуют минимальных усилий.

Также горнолыжные ботинки различаются по высоте, от «чешек» до «сапог». Чем они выше, тем лучше контроль над лыжей, но сложнее пешее передвижение.

Жесткость – важнейшая характеристика ботинок. Новичкам советуют брать «суперваленки» жесткостью 15–60 кгс/град, середнякам – 40–90 кгс/град с задним либо передним входом. Экспертные ботинки делаются только с передним входом. В них наиболее удачно сочетаются удобство и эксплуатационные характеристики. Жесткость колеблется в пределах 70–100 кгс/град. Спортивные также обладают только передним входом, имеют максимальную жесткость (120–150 кгс/град) и минимум регулировок. Колодка плотно садится на ногу и точно следует контурам стопы. На таких ботинках обычно устанавливают металлические клипсы с микрорегулировкой (регулируют увеличение/уменьшение полноты ботинка). Обязательно имеется регулировка кантинга (регулировка развала голенищ), силовой ремень. Любителю кататься в таких ботинках совершенно некомфортно, да и стоят они недешево.

Современные ботинки в дополнительном утеплении не нуждаются, поэтому оставлять место под двойной шерстяной носок не стоит. Мерить ботинок надо на носок, в котором вы собираетесь кататься. Когда вы наденете ботинки и застегнете все клипсы, ноги не должны испытывать неприятных ощущений. Примерив ботинки, походите в них, перенесите вес тела на одну ногу и подайте голень вперед. Если ботинок «сложится», то он для вас слишком мягкий, если никак не прореагирует – слишком жесткий. Внутри ботинка пятка не должна приподниматься: в надетых ботинках нужно резко подать коленки вперед, при этом пятка должна оставаться на месте. Во время примерки допустим легкий дискомфорт: внутренний сапожок меняет форму под воздействием тепла, поэтому через некоторое время он усаживается строго по вашей ноге. Чтобы ускорить процесс, в магазине после оплаты вам обдуют надетую обувь специальным феном. Именно из-за такой конструкции не следует покупать бывшие в употреблении башмаки: они никогда не забудут своего прежнего хозяина и будут постоянно напоминать вам о неровностях его ступни.

Важнейшая деталь, от которой зависит безопасность лыжника, – крепления. При падениях они отстегиваются вместе с лыжами, тем самым спасая райдера от травм. Если крепления правильно установлены и отрегулированы, они будут прочно удерживать ногу при поворотах и своевременно реагировать на критические нагрузки: опасные падения или непредвиденные винтовые вращения ног.

Крепежи можно разделить на две большие группы: у первой задняя часть крепления закреплена на вращающейся платформе, у второй она представляет собой коробочку. Принципиальной разницы между ними нет, хотя у обоих типов есть армии преданных поклонников, с пеной у рта доказывающих превосходство «своих» креплений. Спортивные крепления – особая статья. Использовать их могут лишь профессионалы своего дела. «Чайникам» кататься с ними не только сложно, но и опасно.

Fisher S-Move S 9.9 Railflex 2
Геометрия 113-68-99 мм
Радиус бокового выреза 17 м (170 см)
Выпускаемые ростовки 140, 150, 160, 170 см
Универсальная модель, хорошо работает в докарвинговой технике, не навязывает свой радиус поворота или характер и делает только то, что от нее хочет лыжник. Лыжи для среднего уровня катания по подготовленным трассам. Устойчиво ведут дуги большого и среднего радиуса. Дружелюбные и послушные, для спокойного катания по ровным склонам.

Еще один вид креплений предназначен для лыжного туризма. У него есть существенное отличие: поднимающийся задник а-ля лыжи-беговушки для передвижения по равнине. У моделей подешевле вместо открывающейся передней головки – стальная скобка. У моделей подороже вместо ski-stopов ремни, удерживающие лыжу. Выделить эти «скрепки» в отдельный вид следует хотя бы потому, что сделаны они для специальных ботинок и мало подходят под обычные тапки.

При покупке крепежа внимательно посмотрите на материал, из которого сделаны так называемые тонкие места, например, губки передней головки. Если материал недостаточно качественный, то такие крепления у вас больше сезона не отходят.

Немаловажный фактор – возможность установки платформы, соединяющей головку и пятку. Она предназначена для амортизации и гашения вибраций. Также она нужна для лучшего контакта ботинка с лыжей, более эффективной передачи усилия от ноги на кант и более быстрой перекантовки. Еще один плюс платформы заключается в том, что она способна поднять широкую часть ботинка над поверхностью лыжи, создавая дополнительные удобства при совершении крутых поворотов.

На первых порах без палок можно обойтись. Они даже будут больше мешать, чем помогать. Но если вы уже тянете на «середнячка» или «прогрессивного чайника», игнорировать палки все же не стоит. При покупке важно правильно подобрать длину. Она определяется очень просто: возьмите палку за рукоятку и воткните в снег по упорное кольцо. При этом рука, держащая палку, должна быть согнута в локте под прямым углом.

У туристических палок, предназначенных для комфортного катания, обычно есть нижняя площадка для упора кисти. Лучше всего, когда внутри рукоятки находится жесткий пластик, а оболочка сделана из резины или другого мягкого материала. Длина ремешка на рукоятке должна регулироваться, чтобы можно было подобрать оптимальную длину темляка.

"