Posted 23 мая 2013,, 20:00

Published 23 мая 2013,, 20:00

Modified 8 марта, 05:13

Updated 8 марта, 05:13

Позеленеть от зависти

23 мая 2013, 20:00
В столичном округе Зеленоград идет эксперимент по поиску такого алгоритма переключения светофоров, который бы был наиболее удобен всем участникам дорожного движения. Благодаря этому уже удалось уменьшить на треть количество аварий и смертность на дорогах. Примечательно, что инициировали эксперимент граждане, а префекту

Регулированием светофоров в Зеленограде увлеклись с подачи местного жителя Константина Антоновича. Время, проводимое в дорожных заторах, зеленоградец начал тратить на генерирование идей по улучшению ситуации. Затем последовали письма в префектуру округа. После этого Антоновича включили в окружную комиссию по организации дорожного движения. Там он получил доступ к информации о работе светофоров и выяснил, что, во-первых, режим переключения сигналов на них утверждается по сложным бюрократическим процедурам людьми, не имеющими никакого отношения к Зеленограду, а во-вторых, имеющееся в наличии оборудование не используется и на 10% своих возможностей.

«Наша задача – дать машинам возможность разогнаться на зеленый свет до 50–55 километров в час. При такой скорости пропускная способность перекрестка будет максимальной. Когда скорость становится выше, увеличивается и дистанция между автомобилями, поэтому пропускная способность падает», – говорит «НИ» Константин Антонович. По его словам, еще недавно на большинстве светофорных контроллеров стоял только один режим работы: «На самом же деле техника позволяла запоминать десятки разных режимов. Чтобы в утренний и вечерний часы пик, в дневное и ночное время или, допустим, в пятницу вечером в разгар дачного сезона светофоры работали по-разному – в зависимости от реальной загрузки дорог».

Так зеленоградская дорожная комиссия занялась отладкой светофоров. Местные власти и сотрудники ГИБДД начинание поддержали. Самые загруженные перекрестки города действительно поехали быстрее, а наработанный опыт пригодился, когда в столице зашла речь о создании интеллектуальной транспортной системы (ИТС). Зеленоград оказался идеальным местом для ее обкатки: решающую роль сыграли отделенная от «большой Москвы» дорожная сеть и готовность местных властей оказывать содействие во внедрении системы.

«Центр организации дорожного движения и департамент транспорта поняли, что если заниматься анализом эффективности ИТС, то надо где-то эту систему сделать и посмотреть. Вопрос целесообразности использования того или иного оборудования на конкретной трассе, перекрестке или пешеходном переходе был не проработан, но у нас это как-то получилось. Сейчас мы сами формулируем заказ, оказываем содействие в подключении, участвуем в контроле над эксплуатацией», – рассказывает «НИ» префект Зеленограда Анатолий Смирнов.

В итоге в прошлом году Зеленоград был официально объявлен пилотной зоной московской интеллектуальной транспортной системы. В округе появились детекторы транспорта, которые позволили создать несколько зон адаптивной работы светофоров. Функционирует это так: развешанные вдоль дорог датчики транспорта передают данные о загрузке магистралей на интеллектуальные контроллеры расположенных поблизости светофоров, а уже те на основе этой информации определяют оптимальный режим переключения сигналов. Впрочем, базовые принципы работы контроллеров (например, минимальная длительность пешеходной фазы) и алгоритмы на случай, когда количество транспорта со всех направлений достигает максимума, все равно прописываются людьми.

Первые результаты уже достигнуты. Чиновники рапортуют о том, что с момента создания ИТС в мае 2012 года число ДТП в Зеленограде уменьшилось на 30%, а смертность на дорогах округа снизилась на 35%. Префект Анатолий Смирнов отмечает, что для подтверждения эффективности системы нужно набрать статистику нескольких периодов. Сейчас начался второй этап эксперимента, который включает в себя установку табло с информацией о загруженности дорог, пересмотр маршрутов общественного транспорта, а также установление навигаторов ГЛОНАСС в городских автобусах и камер видеонаблюдения на перекрестках.

"