Posted 22 апреля 2004,, 20:00

Published 22 апреля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:48

Updated 8 марта, 09:48

Береги авто, а не то...

Береги авто, а не то...

22 апреля 2004, 20:00
Сегодня на рынке автосигнализаций есть системы на любой вкус и кошелек – от банальных мультилоков и рулевых блокираторов до сложнейших электронных систем радио- и спутникового обнаружения угнанных машин. Но нет такого противоугонного средства, на которое бы не нашелся соответствующий вор-профессионал. С этим согласны в

Группа риска

По данным Управления уголовного розыска столичного ГУВД, в Москве действует более 45 преступных группировок, специализирующихся на угонах автомобилей. Но не все автомобили представляют интерес для угонщиков. Бесспорными лидерами по угонам милиция считает переднеприводные модели «ВАЗ» и Audi – А6 и А8 («авоська»). Не менее популярны у воров и другие немецкие марки: BMW, Mercedes-Benz и Volkswagen, пользующиеся большим спросом на севере России (Красноярск, Новосибирск, Тюмень) и на Кавказе. Уважаются джипы: Mercedes-Benz Gelaendewagen, Toyota Land Cruiser, Lexus RX и LX. В последнее время к ним добавились Honda CR-V и HR-V, угоняемые, как правило, у водителей-женщин со стоянок крупных супермаркетов. Повышенным спросом на «черном рынке» пользуются отечественные машины, у которых легко перебиваются номера («вазовская» классика, девятая, десятая и одиннадцатая серия) и старые иномарки (Volvo 240, Audi 80 и 100). Российские автомобили перегоняются в другие регионы, импортные разбираются на запчасти. Особняком стоят прекрасно защищенные автомобили премиум-класса и раритеты: они угоняются реже, и операции по угону, в которых задействованы много людей, всегда тщательно спланированы. Бортовой компьютер, следящий за безопасностью машины, в таких случаях сразу выламывают целиком, не тратя время на его отключение, и подключают собственный блок управления.

Борьба с угонщиками осложняется отсутствием в России четкой законодательной базы. Чтобы доказать, что автомобиль был угнан с целью продажи, милиции надо поймать угонщика с поличным – в момент продажи краденой машины. На практике это почти невозможно: угоняют одни, а продают другие. Когда же вора ловят за рулем угнанной машины, он заявляет, что угнал авто, чтобы покататься, и в результате проходит по статье УК РФ «хулиганство» (ст. 213), а не «кража» (ст. 158).



Детские игрушки

Конечно, психологически сложно потратить на сигнализацию больше 100 долларов, если красная цена автомобилю – 4–5 тыс. долларов. Но, к сожалению, даже самые лучшие из дешевых сигнализаций («Лидер-850», «Полярный волк», Inspector Profi) умеют только подавать голос. Никаких суперчувствительных датчиков, фиксирующих, что с машиной происходит что-то неладное, и включающих сигнал тревоги, и других «умных» систем за малые деньги вы не получите. Неопытный мальчишка из соседнего двора, полезший за магнитолой, – это все, что может попасть в такой капкан китайского, сингапурского, тайваньского или отечественного производства. Детскими игрушками можно назвать и разнообразные крючки и замки на руль – они снимаются легким движением руки подготовленного спеца. Из недорогих рулевых блокираторов можно выделить разве что «Гарант», но и он годится не для всякой рулевой колонки.



Для очистки совести

Потратив 150–350 долларов на сигнализацию, вы получаете право на легкий вздох облегчения, но никак не на уверенность в безопасности машины: если авто угонят, у вас будет шанс оправдывать себя тем, что «вы не пожалели денег на его защиту».

Речь идет об автосигнализациях Prestige, Mongoose, Cenmax, Alligator, Pantera, Anakonda, о последних разработках блокираторов «Дракон» и «Мультилок». Сигнализации Prestige 150, 250 и 350 оборудованы антисканером – системой, препятствующей сканированию кода при постановке на охрану. Кроме того, у них есть несколько важных датчиков, например, датчик падения напряжения, срабатывающий при попытке воров отключить аккумулятор. В системах Prestige следующего уровня – APS-400, APS-500 и APS-600 – датчиков еще больше, а код используется динамический. В этом случае все попытки его сканировать бесполезны, потому что с каждым нажатием кнопки код меняется. Хотя некоторые умельцы научились справляться с динамическими кодами. Разработчики противоугонных систем Mongoose, Cenmax, Alligator также добавили к обычной сигнализации немало полезных опций. Например, режим hi jack, который не позволит угонщику спокойно ехать на вашей машине: после набора на брелоке определенной комбинации цифр автомобиль начнет подавать аварийные сигналы с промежутками всего в несколько секунд.



Надежный средний класс

Более высокий уровень защиты у противоугонных систем в ценовом диапазоне от 300 до 500 долларов: Excalibur, Python, Sikura, Clifford Sabre. Помимо отменного набора датчиков, такие системы обладают еще и автономной сигнализацией, что значительно усложняет задачу взломщикам. В этом случае она питается не от аккумулятора, отключить который большого труда не составляет, а от собственного источника питания. Замолчит такая сигнализация только тогда, когда он сядет.

В системы стоимостью свыше 500 долларов, как правило, встроена система идентификации водителя – иммобилайзер. К таким системам относятся Excellent, Viper 500 Plus, Ultra 800 HF, Python 1000 и 3000, Clifford Concept 60 и Intelliguard 900. С их помощью можно управлять стеклоподъемниками, люком, замком багажника, динамический код почти невозможно вычислить даже специалистам.



Можно спать спокойно

Высший пилотаж разработчиков противоугонных систем представляют системы радио- и спутникового обнаружения.

Принцип радиосистемы следующий: в машине автоматически или по заявлению потерпевшего активируется тревожный радиомаяк. Его сигналы пеленгуются, после чего за дело берутся сотрудники службы розыска компании–оператора системы. Например, у компании «Лоджек» на круглосуточном дежурстве постоянно находятся 20 машин, готовые выехать в любой момент по первому же сигналу об угоне автомобиля. Уже после обнаружения машины на место вызываются представители правоохранительных органов. Правда, у радиосистем ограниченный радиус действия: «Лоджек» покрывает весь московский регион и часть Калужской области, «Автолокатор» – Москву, Подмосковье плюс еще 10-километровая зона. Но компании-операторы не считают это серьезным минусом и ссылаются на свои статистику и опыт: в 90% случаев авто находят недалеко от места угона (до 10 км), так как угонщики не рискуют ехать далеко на только что угнанной машине. Оборудование для иномарки и его установка обойдутся как минимум в 500–1000 долларов, для отечественной машины можно купить систему и за 300 у.е. За обслуживание придется платить 100–200 долларов в год.

Спутниковые охранно-поисковые системы («Автолокатор-Сателлит», «Цезарь-Сателлит», «Лоджек-Горизонт») практически не ограничены территорией действия и работают на основе спрятанного в машине маленького приемника спутникового сигнала GPS. Система определяет точные координаты местонахождения угнанной машины и пересылает их на центральный пульт управления по каналу телефонной сотовой связи GSM. Там эти координаты накладываются на карту, после чего данные передаются милиции. Машина, оборудованная спутниковой системой, находится всегда под наблюдением в любой точке, где есть сотовая связь. Если, конечно, не брать во внимание периодически возникающие проблемы со связью у всех сотовых операторов и реальные преграды, которые могут возникнуть на пути передачи сигнала спутником GPS (например, если машина стоит в гараже, под навесом или даже под деревом).

Стоит спутниковая охранно-поисковая система от полутора до нескольких тысяч долларов плюс 30–100 долларов в месяц на обслуживание. К спутниковым противоугонным системам у специалистов довольно неоднозначное отношение, так как их очень просто обезвредить: можно заглушить GSM или вытащить антенну GPS. Во многих странах мира от них уже отказались и не используют для поиска угнанных автомобилей. В России угонщики пока не рассматривают спутниковую систему как серьезную помеху – ведь любой GSM-сигнал можно заглушить. В последнее время на рынке появились системы, действующие, как уверяют их производители, и при заглушенном GSM-сигнале. Именно так позиционируют на рынке новые системы AutoСonnex – Cobra Connex Smart и Cobra Connex Titan. Но большинство специалистов, занимающихся спутниковыми охранно-поисковыми системами, относятся к этому утверждению весьма скептически.



Ложная тревога

Спутниковая система позволяет отслеживать маршрут, если машиной управляют третьи лица. И нередко это используется не по назначению. Часто объектами постоянной слежки становятся ни о чем не подозревающие жены. Их благоверные, желающие все держать под контролем, просто заключают контракт с фирмой на оказание соответствующих услуг. Другой вариант: о внезапном исчезновении мужа вместе с машиной в диспетчерский центр сообщает обеспокоенная супруга. Начинается поиск, в результате которого находят и машину, и мужа, да не одного, а с прекрасной незнакомкой.



ПЯТЕРКА САМЫХ УГОНЯЕМЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ПО МОСКВЕ*

«ВАЗ-21099»
«ВАЗ-2109х»
Volkswagen Passat
«ВАЗ-2106»
Audi A6


ПЯТЕРКА САМЫХ УГОНЯЕМЫХ ИНОМАРОК*

Volkswagen Passat
Audi A6
Audi 80
BMW 5
Audi 100


ПЯТЕРКА САМЫХ УГОНЯЕМЫХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ МАРОК*

«ВАЗ-21099»
«ВАЗ-2109х»
«ВАЗ-2106х»
«ВАЗ-2110х»
«ВАЗ-2112х»

"