Posted 21 ноября 2019,, 09:46
Published 21 ноября 2019,, 09:46
Modified 7 марта, 15:22
Updated 7 марта, 15:22
Сегодня каждый четвертый должник банка имеет просрочку по кредитам более трех месяцев, всего таких заемщиков уже 10 млн человек. Тем временем, Минюст России объявил о начале работы над законопроектом «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Он должен прийти на смену ныне действующему закону. По сообщениям СМИ, сотрудники ФССП вскоре смогут получить полный доступ к кредитным историям россиян и их телефонным переговорам.
Для реализации этих планов предполагается внести изменения в федеральные законы «О связи», «О кредитных историях» и «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Сейчас операторы отказываются раскрывать приставам детализацию переговоров и сообщений, ссылаясь на тайну связи. Запросы в БКИ позволят ФССП контролировать добросовестность передачи коллекторами данных о платежах граждан по долгам.
Проект закона, которым предлагается наделить ФССП полномочиями «по истребованию документов и информации» в том числе у операторов связи и БКИ, размещен на портале проектов нормативных правовых актов. Как указано в пояснительной записке, при реализации своих полномочий «должностные лица ФССП столкнулись с трудностями по истребованию информации и документов», необходимых для рассмотрения обращений граждан по закону о взыскании долгов физлиц (230-ФЗ).
Как отмечают авторы законопроекта, наиболее часто отказы поступают от операторов связи. Самым распространенным нарушением профильного закона является «несоблюдение частоты взаимодействия с должниками». Поэтому Минюст предлагает внести изменения в закон «О связи» и обязать операторов предоставлять ФССП данные по запросу. Ранее Верховный суд признал незаконными действия судебных приставов по запросу информации, составляющей тайну связи (о переговорах между абонентами, сведений о статистике звонков и СМС-сообщений), в рамках проверок жалоб на коллекторов без соответствующего судебного решения.
Одновременно в Минюсте считают целесообразным предоставить ФССП и возможность запрашивать титульную и основную части кредитной истории, «а также сведения в отношении источника формирования кредитной истории, приобретателя права требования дополнительной (закрытой) части кредитной истории».
Минюст также объявил о начале работы над проектом нового закона «О деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц». Как говорится в уведомлении, «законопроектом предлагается установить правовые основы осуществления деятельности по возврату просроченной задолженности физлиц, возникшей из денежных обязательств, в целях защиты прав граждан от возврата просроченной задолженности недобросовестными участниками рынка».
Заместитель старшего управляющего партнера Адвокатского бюро города Москвы «Щеглов и Партнеры» адвокат Юлия Лялюцкая в этой связи отметила:
«Я не вижу реальной необходимости в наделении приставов полномочиями доступа к переписке и детализации переговоров должников. Давайте еще раз вспомним цели деятельности службы судебных приставов: правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций (статья 2 ФЗ «Об исполнительном производстве»»). Не будем скрывать, что львиная доля исполнительных производств касается взыскания задолженностей. И на данный момент я не могу смоделировать условно стандартную ситуацию (которая будет повторяться с завидной регулярностью в разных исполнительных производствах), когда судебному приставу-исполнителю потребуется раз за разом изучать детализацию звонков должника и читать его смс-ки. В таких делах цель пристава – разыскать имущество и денежные средства и исполнить судебный акт – никак не может быть реализована указанными средствами.
Меня сейчас, вероятно, не поймут любители читать чужую переписку, но имущество у должника либо есть, либо его нет. Если оно отсутствует и/или выведено незаконным образом, то вопросы возникают к соответствующим сделкам, воле и умыслу сторон. Способы доказывания, истребования отсутствующих доказательств в процессуальном кодексе давно расписаны, и могут использоваться вне зависимости от полномочий пристава.
В последние годы я наблюдаю скорее обратную ситуацию, когда граждан-должников стоит защищать от приставов, а не наоборот. Приставы-исполнители зачастую злоупотребляют своими полномочиями, идут на поводу у активных взыскателей, оспаривают право собственности третьих лиц, не имеющих отношения к должнику, предоставляют взыскателям конфиденциальную информацию. Иной раз, как в одном из моих текущих дел, пристав не скрывает неприязни к должнику и желания «насолить» ему. Вредит он своими действиями чаще самому исполнительному производству. Например, ограничивает выезд должника за границу, хотя работа последнего напрямую связана с регулярными командировками, а из заработной платы в погашение задолженности поступают сотни тысяч рублей.
А чего стоят документы: ходатайства, иски, запросы, - хоть и подписанные приставами, но не знакомые им, так как составлены целиком и полностью взыскателем? При таком «взаимодействии» доступ к данным операторов сотовой связи породит множество злоупотреблений и утечки личной, конфиденциальной информации о должнике. Разгневанный взыскатель же может использовать её очень нелицеприятными способами. Я бы обратила внимание законодателя именно на необходимость отграничения работы судебных исполнителей от воли и воздействия взыскателей.
Как должностные лица, СПИ обязаны в первую очередь соблюдать интересы всех участников процесса. Ведь наличие долга у гражданина не лишает его гражданской правоспособности, а у нас так и норовят привязать должника к позорному столбу».
Стоит отметить также, что в России резко возросло число персональных банкротств граждан. В 2019 году количество процедур увеличилось в полтора раза. За четыре года механизмом потребительского банкротства воспользовались более 141 тысячи граждан. Больше всего банкротов зафиксировано в Москве и области - 6,4 тысячи человек, там в 2019 году рост составил 48%. В 30 регионах РФ число граждан-банкротов на 100 тысяч населения значительно превышает средний показатель по стране. В среднем же по России этот показатель находится на уровне 32 банкротств на 100 тысяч человек.