Posted 19 октября 2004,, 20:00

Published 19 октября 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:42

Updated 8 марта, 09:42

Если тур оказался с сюрпризом…

Если тур оказался с сюрпризом…

19 октября 2004, 20:00
Собираясь в отпуск за границу, недостаточно лишь предвкушать «райское наслаждение». Даже убежденный оптимист должен быть готовым ко всякого рода неожиданностям, а главное – знать свои туристические права. Чтобы не только привлечь виновных к ответственности за испорченный отдых, но и свести к минимуму моральные и матери

Номер ваш, но не оплачен

Один из самых распространенных конфузов, которые происходят с российским туристом за границей, – неоплата отеля туроператором. Это когда вы прибываете в гостиницу, а ее администратор заявляет: сорри, господин хороший, деньги на счет отеля не поступили.

По закону эту проблему должны решать не вы, а принимающая компания, с которой у вашей турфирмы заключен договор. Именно она должна вести переговоры с отелем и российским туроператором. Если же принимающую сторону найти не удается, а ночевать уже пора, юристы советуют следующую схему действий. Если вы в состоянии повторно оплатить проживание в отеле – платите и не забудьте позаботиться о сборе доказательств, подтверждающих нарушение ваших прав. Во-первых, потребуйте с администрации отеля справку о том, что номер не был оплачен, во-вторых, сохраните счет. Если же денег у вас недостаточно – ищите более дешевый отель, но также не забудьте «запастись бумажкой». Вернувшись к родным пенатам, прямиком идите в «кинувшую» вас турфирму и требуйте возмещения фактических убытков: за оплату отеля, телефонных переговоров, переезда в другую гостиницу и т.д. Все затраты, которые вы можете подтвердить документально, вам обязаны вернуть. Рекомендуется брать фирму «тепленькой» – в течение 20 дней с момента окончания действия договора, то есть вашего возвращения (ст. 10 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ»). Претензии, оформленные в письменном виде, подлежат удовлетворению в течение 10 дней. Как показывает практика, чаще всего такие дела решаются в досудебном порядке. Если же нет – подавайте в суд: при наличии необходимых доказательств дело заведомо выигрышное. Если дело дойдет до суда, то, кроме компенсации за неоказанную услугу, возмещения ваших фактических затрат (в том числе услуг юриста) и морального вреда, фирма-нарушитель будет обязана выплатить неустойку – 3% от стоимости тура за каждый день просрочки с момента истечения 10 суток до подачи искового заявления. Правда, закон гласит, что сумма неустойки не должна превышать полной стоимости тура.

Минус виза

Препятствием, от которого не застрахован никто, может стать отказ иностранного консульства в выдаче визы. От турфирмы в данном случае ничего не зависит, и за действия консульских служб компания ответственности не несет. Однако стоит обратиться в консульство с просьбой объяснить причину отказа. Ведь таковой может стать, например, недостоверная информация о вас, предоставленная консульству турфирмой. В этом случае у вас есть шанс привлечь последнюю к ответственности – правда, дело это тонкое, и по факту лучше проконсультироваться с юристом. Если же отказали без объяснения причин (а консульские чиновники имеют на то полное право), то качать права бесполезно. Тот, кто предварительно не застраховался от невыезда, может потерять всю уплаченную сумму до единого цента.

Если визу не дали одному участнику тура, а другой не намерен отказываться от путешествия, стоит обратиться в турфирму с просьбой изменить условия тура. При этом не исключено, что часть денег вы все же потеряете. Рассмотрим пример. Молодая семья – муж, жена и маленький ребенок – купила тур в Арабские Эмираты. Жене не дали визу, и она была вынуждена остаться дома с ребенком. Муж уехал один – турфирма заменила 2-местный номер на сингл. Однако стоимость авиаперелета жене не компенсировали. Юрист, к которому семья обратилась за помощью, подтвердил правомочность действий туроператора: рейс был чартерный, и по существующим правилам стоимость билета на него не возвращается.

Трансфер или такси?

Как нередко признаются сами сотрудники турфирм, трансфер – самое ненадежное звено в туристической цепи. Заказанный автобус или автомобиль иногда опаздывает, уезжает без клиента или вообще не появляется в пункте назначения. Впрочем, это все мелочи: если трансфера нет, туристу надо поймать такси, сохранить чек об оплате и по приезде предъявить последний турфирме. Но бывают и случаи из ряда вон. Например, однажды турист после оказанной услуги недосчитался чемодана: по прилете в аэропорт он был, а по приезде в отель – «сплыл». Суд, исходя из мировой практики решения проблем с потерей багажа во время авиаперевозки, обязал турфирму, отправившую туриста на отдых, возместить ущерб в размере $20 за каждый утерянный килограмм. Доказательством наличия чемодана до посадки в трансфер и его веса послужили авиабилет и свидетельские показания.

Его величество форс-мажор

Согласно ст. 401 ГК РФ форс-мажором считаются обстоятельства чрезвычайного характера, возникшие после заключения договора, которых стороны не могли предвидеть. Это стихийные бедствия, землетрясения, войны, забастовки и прочие неприятности, вследствие которых стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по договору. Однако если форс-мажор настиг ваш маршрут до того, как вы в него отправились, можно отменить поездку. В российской практике был такой прецедент. Туристы купили экскурсионный автобусный тур в Европу. За несколько дней до поездки в одной из стран случилось наводнение, и путешественники решили отказаться от тура. Потребовать назад деньги, сославшись на плохую погоду, было бы бесперспективно. По совету юриста будущие путешественники просто-напросто расторгли договор с турфирмой в одностороннем порядке. Это дало «отказникам» возможность вернуть хотя бы часть уплаченной суммы – за вычетом фактических затрат турфирмы. Заметим: процент возврата разнится от случая к случаю. Во многом он зависит от того, насколько заблаговременно турфирму оповестили об отказе. Чем больше времени осталось до предполагаемого отъезда, тем больше шансов, что ваши места в самолете или отеле могут быть проданы другому клиенту. А вот вернуть деньги, потраченные на оформление визы, иногда просто невозможно: если документы на момент отказа были уже в консульстве, вам останется лишь развести руками.

Вообще последствия расторжения договора туристом чаще всего определяются в самом договоре. Некоторые фирмы прописывают в документе возможность отказа с удержанием определенного процента от оплаченной суммы. Так что прежде чем подписать бумагу, изучите ее досконально.

Куда подавать иск?

К мировому судье обращаются, если сумма иска не превышает 500 МРОТ (т.е. 50 тыс. рублей). Как правило, такие дела рассматриваются быстрее. Однако практика показывает, что в подобном судопроизводстве нередки ошибки. Уличив оппонента в безграмотности, ответчик получает больше шансов выиграть процесс.

Суды общей юрисдикции имеют более долгий опыт. Правда, в них процессы могут длиться годами.

Многие туристы не знают разницы между терминами «кассация» и «апелляция». Уточним: апелляция подается в том случае, если дело рассматривал мировой судья, а кассация – на решения всех остальных судов РФ.

"