Posted 19 августа 2003,, 20:00

Published 19 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Морская афера

19 августа 2003, 20:00
Суд поставит точку в деле «Аргуни»

Сегодня суд Кейптауна вынесет решение по «делу русских моряков». История с арестованным танкером «Аргунь», на борту которого в полуголодном состоянии уже несколько лет находятся семь членов экипажа, изрядно надоела властям ЮАР, и, скорее всего, на этой неделе в ней будет поставлена точка.

А до конца августа Верховный суд Южно-Африканской Республики должен вынести решение по делу первого капитана «Аргуни» Петра Королева, обвиняемого в «незаконном получении зарплаты». Об этом сообщил «Новым Известиям» участвующий в судебных слушаниях в качестве наблюдателя консул РФ в ЮАР Алексей Беликов.

– Судьи настроены принять решение о продаже судна с аукциона. Последней каплей, переполнившей чашу их терпения, стала неожиданная смерть капитана корабля Владимира Перебендюка. Так что у экипажа появилась надежда на скорое разрешение их проблем, – рассказал «НИ» заместитель председателя Дальневосточной региональной организации Российского профсоюза моряков Сергей Фишов.

Правда, за четыре года ареста танкер обесценился. Сегодня его стоимость специалисты оценивают всего в один миллион долларов. Общая же сумма долгов по искам кредиторов и по зарплате морякам составляет больше 2,5 миллиона долларов. Так что вырученных денег на всех не хватит, и есть риск, что три экипажа, побывавшие на «Аргуни», включая последний, не получат зарплату в полном объеме. Конечно, с моряками расплатятся в первую очередь, но решение о распределении средств будет принимать суд. Южноафриканский профсоюз моряков грозит правосудию демонстрацией солидарности, если будут ущемлены интересы российских коллег.

На родине моряков, в Находке, открываются новые подробности их трудоустройства на «Аргунь» через компанию «Ойл-Компакт». Когда Людмила Перебендюк, вдова капитана, обратилась во владивостокский офис компании с просьбой выплатить ей предусмотренную по контракту компенсацию в размере 10 тысяч долларов (в связи со смертью мужа), выяснилось, что ни один моряк, отправлявшийся на танкер, не был застрахован. Пункт контракта, согласно которому все моряки должны были страховаться на случай травм и гибели, реального подтверждения не имел: полисы никто из моряков не получил ни перед плаванием, ни во время него. Более того, в «Ойл-Компакте» и не собирались страховать нанятых на работу людей.

– По действующему законодательству моряк самостоятельно не может проверить наличие у него страхового полиса, – объясняет Сергей Фишов. – Мы предлагали Минтрансу и Минтруду эту обязанность поручить капитанам портов, так как у них остаются контракты российских моряков, работающих на судах под иностранными флагами.

Капитаны портов, как представители государства, обязаны отвечать за безопасность российских граждан за границей. Но предложение профсоюзов тогда не прошло. Проверить каждого моряка невозможно. Для этого нет ни кадров, ни законодательных механизмов.

Кстати, мало кто знает, что страховать можно не только здоровье и жизнь моряка, но и его зарплату. Тогда ее будут выплачивать вовремя и в полном объеме. По международным нормам, в случае гибели моряка его семья получает 60 тысяч долларов, а несовершеннолетние дети по 15 тысяч долларов. Но по этим нормам в России работают лишь несколько крупных компаний.

Людмила Перебендюк попытается через суд обязать компанию «Ойл-Компакт» выплатить компенсацию. В этом ей будут помогать представители Дальневосточного профсоюза моряков и находкинские правозащитники. Однако эксперты сомневаются, что семья покойного капитана сможет добиться выплаты страховки. По мнению председателя профсоюза Николая Суханова, для этого ответчик должен владеть имуществом, которое можно было бы продать или арестовать в счет погашения иска. Обладает ли таким имуществом «Ойл-Компакт», корреспондентам «НИ» узнать пока не удалось, да и саму фирму найти оказалось трудно.

Поиски руководителя компании «Ойл-Компакт» Евгения Соколова во Владивостоке и Москве ни к чему не привели. В дальневосточном офисе компании говорят, что он в столице, но его московский мобильный телефон не отвечает. Сергей Фишов не исключает – как только появится решение суда о взыскании 10 тысяч долларов с судовладельца, фирма может объявить себя банкротом.

"