Posted 19 июля 2004,, 20:00

Published 19 июля 2004,, 20:00

Modified 8 марта, 09:50

Updated 8 марта, 09:50

Верь глазам своим

Верь глазам своим

19 июля 2004, 20:00
Проблема экологии является одной из самых острых. Однако при этом обычно имеются в виду плохой воздух, загрязненная вода, повышенная радиация и тому подобные факторы воздействия на среду обитания. Но не менее важным экологическим фактором, о котором, к сожалению, мало говорится, являются постоянная видимая среда и ее с

– Откуда появилась наука «видеоэкология»?

– Началось все с научного открытия. Глаз – самый активный из органов чувств, никогда не прекращающий свою работу. Я обнаружил, что колебательные движения глаза, которые совершаются каждые полсекунды, происходят автоматически и хаотично. И каждый раз взгляд фиксируется на первой попавшейся точке и информирует мозг о том, что видит в данный момент. Так что зрительное восприятие сформировалось в природе таким образом, что глаз практически постоянно «сканирует» меняющуюся окружающую среду. Что приходится смотреть человеку, живущему в современном городе? Глыбы многоэтажек с сотнями окон, гаражи-«ракушки» на фоне бетонных заборов, торцы зданий, всевозможные решетки, сетки, дырчатые плиты, гофрированный алюминий, шифер и так далее. У человека от этого развивается «синдром большого города» – та самая агрессия, которая, как говорят, особенно присуща москвичам. Если и дальше строить города так, как мы делаем это сейчас, то психиатрические больницы нужно строить в десятки раз быстрее. Агрессивная архитектура провоцирует агрессивность, отрицательно влияя на нравственные качества новых и новых поколений горожан.

Ничего подобного не бывает в естественной среде. В природе, если глаз смотрит на что-то, то он «знает», на что. Зрительный аппарат в этом случае правильно оценивает окружающую обстановку, а сам человек правильно оценивает действительность и соответственно легко и быстро ориентируется в ней. Здесь уместно напомнить высказывание Авиценны: «Все, что природа накопить сумела, незримо входит в природу тела».

– Об видеоэкологии вы впервые заговорили 15 лет назад. Не верится, что жил себе человек и ни сном, ни духом не ведал, что с ним вытворяет визуальная среда.

– Большую часть своей истории человек провел в полном единении с природой, откуда ему знать о том, что когда-нибудь жизнь забросит его потомков на какой-нибудь 21-й этаж бетонной коробки, одна из ячеек которой будет называться жилищем.

Марьинский парк, по мнению доктора Василия Филина, застраивался по законам зрительного восприятия.

Начало изменений в визуальной среде, скорее всего, можно отнести к периоду промышленной революции в Европе. Но особенно актуальной эта проблема стала в последние 50 лет в связи со всеобщей урбанизацией. Резко изменились видимая среда, ее цветовая гамма, структура окружающего пространства. Господство темно-серого цвета, преобладание прямых линий и углов.

К созданию этого противоестественного состояния жилой среды привели, с моей точки зрения, чересчур революционные подходы в решении градостроительных вопросов, ошибочные эстетические позиции специалистов, взгляды которых базировались на индустриальных методах и борьбе с излишествами, быстрый рост городов, когда практически не хватало творческого потенциала архитекторов, рост строительной индустрии с ее автоматизированными линиями по производству одинаковых стройматериалов.

– Нарекания на современную архитектуру раздавались и раньше…

– Да, это так. Однако в основном они носили субъективный характер: «безликие коробки», «чудовищная геометрия», «технократия» и тому подобное. Но не было попыток дать анализ визуальной среды, в которой оказались горожане. А те исследователи, которые все же касались механизма зрительного восприятия современной архитектуры, базировались на устаревших представлениях. Они не учитывали, что глаз работает в активном режиме, он сам ищет, за что бы «ухватиться» в городской среде.

– Наверное, удручающий облик многих наших городов – следствие известного партийного постановления 1955 года «Об архитектурных излишествах»…

Прямые углы и прямые линии новостроек порождают агрессию.

– Я не склонен искать причину в этом: в странах Европы постановлений «об излишествах» не было, тем не менее, например, один из районов Парижа – Дефанс – сильно напоминает Новый Арбат. Дефанс, кстати, также был построен в 50-х годах прошлого века. Проблема однообразной городской среды характерна для всех без исключения стран. Но многие уже осознали опасность на интуитивном уровне и приняли соответствующие законодательные меры, некоторые кварталы со стандартными зданиями, в американских городах, например, просто снесли. Декоративные детали в архитектуре – это не излишества, как утверждалось в тогдашнем постановлении. Это необходимые элементы для формирования визуальной среды. Не случайно архитекторы применяли их в течение многих веков. Они имеют функциональное значение, и нужны для глаз так же, как воздух для дыхания. Тот, кто первый сказал об «архитектурных излишествах», нанес всем нам вред; пострадала не только эстетическая сторона, но нависла угроза над механизмами зрения и жизнью горожан.

С другой стороны, такое насыщение было не в ущерб эстетическим достоинствам, так как разнообразие деталей является объективной основой красоты объекта. Только из прямых углов и прямых линий, которые глаз «не любит» и которые преобладают в современной архитектуре, невозможно создать красивый объект. Тем более сложно создать комфортную визуальную среду.

Там, где законы зрительного восприятия были соблюдены в полном объеме, нет нареканий и на архитектуру. Возьмите, к примеру, Новодевичий монастырь, на территории которого человек чувствует себя комфортно, хотя по состоянию воздуха, воды, а также по уровню шума и радиации данная территория ничем не отличается от остальной части Москвы. Замените мысленно монастырские храмы на современные «коробки», и вы почувствуете весь ужас современного города и поймете основную проблему архитектуры. К сожалению, мы разучились делать дома красивыми.

– Как исправить ситуацию, что надо сделать в первую очередь?

– Провести анализ и составить карты «загрязнения» видимой среды городов. Такие карты могут дать представление о масштабах бедствия и позволят разработать мероприятия по изменению ситуации к лучшему. Конечно, при этом необходимо сохранить все, что радует глаз.

Рисунки-граффити самодельных художников – реакция на однородную среду.

Застройка должна быть выразительной. Все, что создано по государственным стандартам, – это обедненная видимая среда. Мне приходилось слышать, как с гордостью говорят: на пустом месте появился миллионный город. А как это отражается на его жителях? Что они испытывают? Насколько возросло количество нервных заболеваний? Как падает зрение у детей?

В одном из указов Петра I есть слова: «Остроги строить, как мера и красота укажут». Недавно я получил проект Гражданского кодекса с просьбой дать заключение. Там, как и во всех других наших законах, не упоминается ни мера, ни красота. Вот здесь и надо менять ситуацию – на законодательном уровне.

В застроенных же районах следует по меньшей мере улучшить визуальную среду путем озеленения, желательно вертикального, и не только первых двух этажей, а всего дома, колористики (кстати, самым распространенным средством формирования комфортной визуальной среды является окраска зданий в разные цвета), улучшения архитектуры подъездов, балконов, пешеходных дорожек, дворов. В Западной Европе, например, широкое распространение получило озеленение крыш. А чем мы хуже? Зелень всегда приятна глазу и значительно улучшает визуальную среду. В формировании благоприятной визуальной городской среды неоценимую помощь может оказать новое направление – архитектурная бионика. Во многих городах уже можно встретить здания, сходные по форме с причудливыми раковинами моллюсков, украшенные куполами, башенками и т.д.

Окружающая красота – это ключ к решению многих проблем, она может наполнить содержанием жизнь и «притянуть» к ней человека. Именно к этому должны стремиться архитекторы и другие специалисты, ответственные за среду города. И тогда жить всем нам будет легче, комфортнее и веселее.

"