Posted 17 марта 2005,, 21:00

Published 17 марта 2005,, 21:00

Modified 8 марта, 09:40

Updated 8 марта, 09:40

Академик Евгений Шапошников

Академик Евгений Шапошников

17 марта 2005, 21:00
Недавние события в столичном метро, когда за один день на рельсах погибли четыре человека, шокировали москвичей. Трое из них специально выбрали метро для того, чтобы свести там счеты с жизнью. Специалисты заговорили о том, что подземка плохо влияет на человеческую психику. На вопрос «Новых Известий», так ли это на само

– Евгений Александрович, что может повлиять на психику человека, едущего в метропоезде?

– В первую очередь это высокий уровень шумов. В некоторых случаях он превышает допустимые нормы в два, а то и в три раза. Шум выбивает человека из душевного равновесия, негативно воздействует на его психику. И так изо дня в день. Достаточно ежедневно проводить в метро пару часов, чтобы впоследствии заработать нервное расстройство. И не только. Многие, наверное, чувствуют глубокую усталость после поездок под землей. У человека иногда притупляется внимание, он дезориентирован (из-за головокружения или страха) и не может адекватно реагировать на происходящее вокруг. Например, он способен споткнуться и улететь под поезд. Что неоднократно бывало. Кроме того, на людей воздействуют шумы иных диапазонов, иногда неразличимые для человеческого уха. Это инфразвук, вызывающий тревогу или даже панику у некоторых личностей. На других он действует угнетающе. Инфразвук подавляет и приводит к расстройствам нервной системы. Появляются фобии, страхи. Человек боится, сам не понимая чего. А следовательно, и поступает неадекватно.

– Это может привести к самоубийствам?

– В принципе, изредка да. Но психически здоровый человек никогда не будет прыгать ни с того ни с сего под поезд. Самоубийцы же вынашивают свои планы очень долго. Метро может лишь подтолкнуть. Оно усугубляет уже имеющиеся психосоматические заболевания, чаще всего речь идет о депрессии, которая и способствует самоубийству. Потенциальная группа риска – это невротики, особенно находящиеся в состоянии тяжелой прострации. Но проблема в том, что у нас 70 процентов граждан имеют те или иные нервно-психологические расстройства. И при регулярном пользовании метро заболевания прогрессируют. Со всеми вытекающими последствиями.

– В чем же причина повышенного уровня шума?

– Главная причина – это большая изношенность всех механизмов. Поезда старые, пути разболтаны, многие эскалаторы служат десятки лет. Все это, естественно, гудит. Шумы от составов многократно усиливаются в тоннелях и на станциях. А вагоны имеют отвратительную шумоизоляцию. Но на человека в метро воздействуют не только шумы. Большое значение имеет сильная болтанка во время движения. Поезда раскачиваются, резко тормозят или ускоряются, да так, что невозможно удержаться на ногах, со всех сторон пассажира сдавливает толпа. В итоге человек выходит на перрон дезориентированным, в тошнотворном состоянии и запросто способен (особенно на фоне принятого «на грудь» алкоголя) упасть на рельсы. Специалисты Северо-Западного научного центра гигиены и Институт земного магнетизма провели недавно исследования в метрополитене. Они установили, что люди там подвергаются жестким ударам электромагнитных полей. Подземные тоннели опутаны сотнями километров высоковольтных кабелей. Электромагнитные поля многократно усиливаются за счет этого взаимодействия, влияют непосредственно на головной мозг, нарушая работу нервных клеток. Самый пик электромагнитного излучения приходится как раз на пассажирский салон в зоне сидений и кабину машиниста.

– Как же противостоять этим негативным факторам?

– Никак. Можно найти работу поближе к дому или самому переехать в более удобный район. Но вряд ли кто будет так поступать, лишь бы не ездить в метро. Из-за бесконечных пробок пользоваться личным авто неудобно, городской наземный транспорт тоже ходит кое-как. Альтернативы метро нет. Существуют некоторые профилактические упражнения. Если у человека вдруг возникает панический страх, надо закрыть глаза и руками помассировать веки – сделать круговые движения, десять раз в одну сторону и столько же – в другую. Или просто медленно дышать. При посадке в поезд лучше выбирать место в середине состава. Там качка меньше, чем на концах. Но это всего лишь капля в море. Самое эффективное противодействие негативным факторам – это их полное исключение. То есть обновление всей технической базы метро. Но естественно, денег на это никто не даст. Потребуются колоссальные средства. Между тем делать это необходимо, хотя бы постепенно. Я часто бываю в Мюнхене. Там в метро тихо и спокойно, столпотворений нет, на некоторых станциях даже звучит классическая музыка. Вход без контроля, но практически все самостоятельно компостируют билеты. Конечно, оно не такое красивое, как у нас, но поезда там другие, удобные, почти всегда есть свободные места. Да и народ ведет себя культурно, преступность фактически отсутствует. И за многие месяцы работы в Германии я практически не слышал о каких-либо серьезных происшествиях в метро.

"