Posted 17 сентября 2019,, 18:02

Published 17 сентября 2019,, 18:02

Modified 7 марта, 15:49

Updated 7 марта, 15:49

Гитлер с запада, Сталин с востока: 80 лет назад СССР вторгся в Польшу

Гитлер с запада, Сталин с востока: 80 лет назад СССР вторгся в Польшу

17 сентября 2019, 18:02
17 сентября 1939 года СССР вслед за нацистской Германией под надуманным предлогом напал на Польшу
Сюжет
Былое

Как известно, 1 сентября 1939 года, когда немцы ввели свои войска в Польшу с запада, считается началом Второй мировой войны. А вот тот факт, что СССР вступил в эту войну на стороне агрессора всего две недели с небольшим спустя, введя свои войска в ту же Польшу, только с востока под предлогом «защиты белорусского и украинского населения», которое находится на территории «польского государства, выявившего внутреннюю несостоятельность», замалчивалось и советскими, и российскими властями.

Все началось, пишет популярный блогер Максим Мирович, с «Ноты правительства СССР», вручённой польскому послу в Москве утром 17 сентября 1939 года:

"Господин посол,

Польско-германская война выявила внутреннюю несостоятельность Польского государства. В течение десяти дней военных операций Польша потеряла все свои промышленные районы и культурные центры. Варшава как столица Польши не существует больше. Польское правительство распалось и не проявляет признаков жизни. Это значит, что Польское государство и его правительство фактически перестали существовать. Тем самым прекратили свое действие договора, заключенные между СССР и Польшей. Предоставленная самой себе и оставленная без руководства, Польша превратилась в удобное поле для всяких случайностей и неожиданностей, могущих создать угрозу для СССР. Поэтому, будучи доселе нейтральным, советское правительство не может более нейтрально относиться к этим фактам.

Советское правительство не может также безразлично относиться к тому, чтобы единокровные украинцы и белорусы, проживающие на территории Польши, брошенные на произвол судьбы, остались беззащитными. Ввиду такой обстановки советское правительство отдало распоряжение Главному командованию Красной Армии дать приказ войскам перейти границу и взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии.

Одновременно советское правительство намерено принять все меры к тому, чтобы вызволить польский народ из злополучной войны, куда он был ввергнут его неразумными руководителями, и дать ему возможность зажить мирной жизнью.

Примите, господин посол, уверения в совершенном к Вам почтении.

Народный комиссар иностранных дел СССР

В. Молотов."

Фактически сразу после вручения ноты начался стремительный ввод советских войск на территорию Польши. Советский союз ввёл на территорию бронетанковые и бронеавтомобильные части, кавалерию, пехоту и артиллерию. Вскоре после «присоединения» восточной части Польши к СССР в городе Бресте (тогдашнее название — Брест-Литовск) состоялся совместный парад войск Вермахта и частей РККА, это случилось 22 сентября 1939 года. Он был приурочен к созданию демаркационной линии между СССР и нацистской Германией, а также установлению новой границы.

Надо признать, что многие местные жители сперва с радостью встречали красноармейцев, но позже многие изменили своё мнение о "гостях с востока". Начались "чистки" и вывоз людей в Сибирь, нередки были и случаи, когда человека расстреливали просто за то, что на его руках не было мозолей — мол, "нетрудовой элемент", "эксплуататор".

Вот что рассказывали о советских войсках в 1939 году жители известно белорусского местечка Мир (да, того самого, где всемирно известный замок):

«Когда солдаты шли — им никто ничего не давал, не угощал. Мы у них спрашивали — как там живется, всё ли у них есть?" Солдаты отвечали — "О, у нас хорошо! У нас там всё есть!". В России говорили, что в Польше жить плохо. Но тут было хорошо — у людей были хорошие костюмы, одежда. У них там ничего не было. Они всё брали с еврейских магазинов — даже те тапки, которые были "на смерть"...

***

Это событие также прокомментировал в своем блоге известный российский историк Иван Курилла, который в этот «юбилейный» день выступил с докладом в польской столице Варшаве:

«Краткое содержание моего вчерашнего выступления: Сегодня существуют три нарратива Второй мировой войны: 1) Союз западных демократий и СССР уничтожил абсолютное зло - нацизм; Советский Союз - при всех его внутренних проблемах - был на правильной стороне истории; 2) Два тоталитарных режима боролись за господство над Европой, один пал, а второй еще сорок лет навязывал свои порядки Восточной Европе, 3) Вторая мировая война стала апогеем Холокоста, уничтожением целого народа с помощью государственной машины Германии и при сотрудничестве части населения оккупированных Германией стран.

Нетрудно увидеть, что каждый из нарративов стоит на огромных жертвах. Для бывших советских людей если не оправдывает, то примиряет с десятками миллионов погибших сознание того, что они погибли за правое дело, уничтожив самое страшное зло на земле.

Для поляков и жителей восточной (центральной) Европы собственные жертвы становятся понятнее в оптике двух тоталитарных государств, пришедших на их землю.

Для гражданских жертв массового государственного террора, для евреев, а также цыган и других групп, предназначенных к уничтожению, история Холокоста затмевает военные действия и межгосударственные конфликты.

Эти нарративы, при всем их различии, не являются взаимоисключающими. Представление о войне, как об огромных жертвах советского народа, понесенных для уничтожение нацизма, не требует дополнений в виде культа Сталина или отрицания последующего навязывания сталинистских порядков восточным европейцам. Координатная сетка "двух тоталитаризмов" не требует отрицания роли Красной Армии в освобождении Освенцима. Коммеморация Холокоста не является отрицанием военной составляющей трагедии. Между этими рассказами есть "зазубрины", но они могут быть предметом диалога.

Проблемы возникают, когда сторонники одного из нарративов начинают отрицать валидность других. А именно это мы видели и в Польше, и в России, - другой рассказ о Второй мировой войне не принимается, а "свой" как будто намеренно дополняется чертами, не оставляющими возможности для диалога...»

"