Posted 14 сентября 2005,, 20:00

Published 14 сентября 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:20

Updated 8 марта, 09:20

По стопам больших «братьев»

По стопам больших «братьев»

14 сентября 2005, 20:00
Тюнингованными и даже полностью переделанными машинами и мотоциклами сегодня уже трудно кого-то удивить. Постепенно мода на кастомизацию приходит и в велосипедный мир. Что такое растабайк, выяснила корреспондент «Экстрима» Дарья ДЕМЬЯНОВА.

Растабайк, или российская ассоциация самодельных транспортных аппаратов байков, объединяет всех, кто хочет изобретать велосипед. Основная идея – сделать двухколесную машину красивой и максимально удобной собственными руками. Тем более что сил и затрат требуется по минимуму. В качестве запчастей для будущего чудо-велосипеда подойдет все, что угодно: остатки старой «Камы», автомобильный руль, да и вообще любое ненужное железо. Совместил несовместимое, украсил на свой вкус фонариками, рисунками, цветочками-примочками – и получил заветный растабайк. Главное – фантазия.

Корни двухколесного креатива

Идея превратить велосипед в один из видов городского транспорта принадлежит латиноамериканцам. В 50-х годах прошлого века Мексика стала той географической точкой, откуда растабайк с быстротой вирусной инфекции стал распространяться по миру.

История российского растабайк-движения насчитывает всего несколько лет. В 2001 году предводителю и главному идеологу растабайк-банды Шурэ случилось побывать на международной выставке в Германии, где он и познакомился с зарубежными самодельными байками. Вдохновившись идеей велосипеда-мечты, Шурэ понял, что в этом его призвание. И познакомил в 2002 году жителей столицы с велосипедами будущего.

Особые приметы

В отличие от прочих представителей велокультуры педальные чопперы и круизеры заточены под наибольший комфорт, пусть и в ущерб скорости. Если спортивные модели имеют 7–8 звездочек на заднем колесе и порядка 24 скоростей, то раставелики – не более 7 скоростей и всего-то одну переднюю звездочку. Да и механизм переключения скоростей несколько иной: чтобы сменить «передачу», достаточно одного нажатия на грипс (ручку переключения под ладонью). Причем в отличие от спортивных моделей, щелкать со скорости на скорость можно не только на ходу, но и на остановках.

Среди прочих отличительных черт можно выделить смещенный назад центр тяжести, что позволяет минимизировать мышечные затраты и максимально облегчить управление, а также широкое сиденье, часто со спинкой. Ведь городской велосипед создан для неторопливых прогулок по каменным коридорам, поэтому, катаясь, человек должен расслабляться. «Обувка» у этих агрегатов тоже непростая: протекторов на покрышках нет – «лысая резина» облегчает езду по асфальту. А наверное, главное отличие в облике растабайка – широкий руль, как у Harley Davidson.

Места обитания

У московских растабайкеров есть своя база неподалеку от станции метро «Войковская», где и создаются новые велосипеды. Была даже идея открыть при мастерской кружок самоделкиных, чтобы дети тоже могли учиться байкостроительству. Но из-за полного отсутствия финансирования и помещения идею пришлось отложить на неопределенный срок.

Сейчас же в мастерской создаются по преимуществу велосипеды для «Растабайк-цирка». Кататься на этих творениях в городских условиях сложно, поэтому ребята вывозят их на различные фестивали и выставки. Тут-то у всех желающих есть возможность опробовать самодельный велосипед.

Портрет растабайкера

Когда слышишь слово «растабайк», то волей-неволей возникают ассоциации с растакультурой. И верно, растабайкеры очень близки к растаманам по мировоззрению, позитивному и беззлобному отношению к окружающему миру и его обитателям.

Образ жизни растабайкера очень похож на стиль жизни байкера мотоциклетного. В компанию принимают охотно, не предъявляя никаких особенных требований к кандидатам. Если не на чем кататься – помогут собрать первый велосипед. Вообще же чтобы начать карьеру растабайкера достаточно просто зайти на сайт www.rastabike.com и заполнить регистрационную анкету. С этого все и начнется. Дальше все будет зависеть уже от каждого лично: как ты катаешься и как ты общаешься с коллегами. Есть шанс стать даже президентом клуба – на эту должность у растабайкеров ежегодные перевыборы. К тому же на сайте легко найти информацию о готовящихся и отчеты об уже состоявшихся велопробегах.

Пока ряды растабайкеров насчитывают около 140 человек, из которых активных участников – 35–40. Плюс среди членов клуба самодельных транспортных средств были замечены и звезды российского шоу-бизнеса: группа «Ленинград», Сергей Галанин, Сергей Мазаев, группы «Джа Дивижн» и «Бобры».

Субкультура

Растабайкеры за экологически чистый транспорт и свежий городской воздух. Они уверены, что за покатушками на велосипеде своей мечты – будущее. К тому же растабайк, сделанный собственными руками, легко решает проблему дорожных пробок в каменных джунглях. И пусть автомобилисты завидуют. В этом году клуб провел первый чемпионат КГБ – Кастом Глав Байк – шестимесячные гонки. На будущее планируется еще и проведение фестиваля, посвященного двухколесной культуре в целом.

Обычно раз в неделю растабайкеры устраивают велопокатушки. Главное для них – привлечь внимание к двухколесной культуре, показать, что в городе есть велосипедисты и с ними надо считаться. n

"