Posted 15 июля 2019,, 15:54

Published 15 июля 2019,, 15:54

Modified 7 марта, 15:38

Updated 7 марта, 15:38

В Сергиевом Посаде откроют первый в России памятник Флоренскому

В Сергиевом Посаде откроют первый в России памятник Флоренскому

15 июля 2019, 15:54
Открытие первого памятника Павлу Флоренскому - событие, значимое не только в культурной жизни России. Труды этого ученого и священника переведены на большинство европейских языков, многочисленные публикации и исследования его творчества в разных странах говорят о мировом масштабе этой личности.

Павла Флоренского называли Русским Леонардо ХХ века. Он погиб в годы гонений и сталинских репрессий. Памятник ему создается по инициативе Фонда науки и православной культуры Павла Флоренского на средства, лично собранные учредителями. Автором памятника стала Мария Тихонова.

Священник Павел Флоренский представляет собой уникальный во всей мировой культуре пример выдающегося философа и богослова, ученого естествоиспытателя и инженера-изобретателя, филолога и математика, энциклопедиста и теоретика искусства. Он оказал глубокое влияние на целое поколение русских мыслителей XX века.

В течение более 30 лет жизнь отца Павла Флоренского была связана с Сергиевым Посадом (1904-1933 годы). Он служил священником в храме общины сестер милосердия Красного Креста, основанного в этом городе Великой княгиней Елизаветой Федоровной. После революции, в годы гонения за веру и преследования Церкви, отец Павел не только остался верен всем взятым на себя духовным обетам, но и мужественно встал на защиту святынь и духовного достояния России. В 1918 году он вошел в Комиссию по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, тем самым сохранив её культурное достояние до наших дней. Одним из главных духовных деяний Павла Флоренского было сохранение от уничтожения мощей Преподобного Сергия Радонежского.

Во время советской власти отец Павел, не оставляя священнического сана, стал служить Родине своими универсальными научными знаниями. Он был членом Центрального электротехнического совета Главэлектро ВСНХ, стоял у истоков плана ГОЭЛРО, возглавил отдел материаловедения и вел научную работу во Всесоюзном Электротехническом институте. Он вошел в Комиссию по стандартизации научно-технических обозначений при "Совете Труда и Обороны СССР", возглавлял ряд крупных научных инициатив и разработок на самом переднем фронте науки и техники. Его технические разработки дали большую экономию и независимость от внешнего рынка.

В 1924 году Павел Флоренский подготовил работу "Диэлектрики и их техническое применение", которая остается значимой и до сегодняшнего времени. Многочисленные изобретения, открытия и провидения в области точных наук послужили укреплению обороноспособности страны и поставили имя отца Павла в ряд крупнейших ученых мира.

В 1933 году, как и тысячи других священнослужителей, отец Павел был осужден на десять лет лагерей и отбывал наказание сначала на Дальнем Востоке, в Сковородино, а потом в концлагере на Соловках. И там, оставаясь исповедником и подвижником православной веры, онпродолжал научные исследования.

На Соловецком лагерном заводе "Йодпром" (1935–1937) Патентное бюро зарегистрировало 12 его изобретений. Сохранилось 50 заявок на изобретения, поданных Павлом Флоренским. Находясь в лагере с 1933 года, он создал основы мерзлотоведения и строительства в условиях вечной мерзлоты.

Годы испытаний явили отца Павла, как мужественного исповедника Христова верного России. Дважды по обращению чешского президента Масарика к советскому правительству ему предлагали выехать из лагеря в Чехию, где он мог воссоединиться с семьей. Но он ответил отказом. 8 декабря 1937 года, священник Павел Флоренский был расстрелян.

Сам памятник отцу Павлу будет высотой около двух с половиной метров - это будет строгая и лаконичная фигура священника в полный рост. Отец Павел, стоящий на голгофе перед крестом сосредоточен и погружен в молитвенное молчание. Одна рука смиренно опущена. В другой руке Флоренский держит папку с рукописями своего богословско-философского труда "Столп и утверждение истины".

Не случайно образ великого мыслителя изображен в развивающемся по ветру ветхом подряснике и в кирзовых сапогах. По задумке Марии Тихоновой, отец Павел изображен здесь, как один из многих сотен тысяч без вины заключенных и мучеников, пострадавших за Веру в годы гонений и репрессий.

"