Posted 15 июля 2019,, 08:28

Published 15 июля 2019,, 08:28

Modified 7 марта, 15:39

Updated 7 марта, 15:39

Священник Яков Кротов: матерщину можно объяснить, но не простить

Священник Яков Кротов: матерщину можно объяснить, но не простить

15 июля 2019, 08:28
Люди прибегают к употреблению обсценной лексики только тогда, когда не умеют выразить свои мысли и чувства нормальными словами.

О том, что означает матерщина у писателей, у псевдо-писателей и у всех остальных людей, очень точно написал в своем блоге священник Яков Кротов:

«Как обычно, лучше всех о матерщине выразился Пушкин: «Если уж ты пришел в кабак, то не прогневайся — какова компания, таков и разговор; <...> А если ты будешь молчать с человеком, который с тобой разговаривает, то это с твоей стороны обида и гордость, недостойная доброго христианина».

«Христианин» тут ироничное обозначения крестьянина. Кабак — место крестьянское. Матерщина имеет чёткий локус: географическое обозначение (кабак) есть обозначение социально-культурного локуса (крестьянство, не затронутое вестернизацией и подвижками в языке).

(Заметим, что матерщина запретна для христианина в буквальном значении, потому что для христианина запретна любая ругань, любой гнев, любое раздражение.)

Вводя матерщину в свои тексты, Пушкин вводил в текст крестьянский локус. Не более и не менее. В «Годунове» матерщина — цитирование, характеристика персонажей из крестьян. Ни Годунов, ни бояре не матерятся. В «Телеге жизни» матерщина — способ коммуникации с кучером, который ведь крестьянин.

Матерщина, таким образом, оказывается принадлежностью социального положения. Когда Лев Толстой матерится в разговоре с Чеховым, описывая своё распутное прошлое, он надевает на себя маску солдата («солдатская брань») и маску крестьянина. Толстой ведь был офицер и помещик. На светском приёме он был в другой маске — и, разумеется, не матерился. Не матерился при детях и при женщинах. При интеллигентах матерился, потому что это была социальная роль, Толстому глубоко непонятная и чуждая. Видимо, он воспринимал Чехова и Горького не как аристократов (что верно), не как солдат (тоже верно), оставался последний вариант — простолюдины, для которых мат нормальная часть лексики.

Что вызвало возмущение в матерщине Габунии? Не её содержание, а её локус. По телевизору материться недопустимо. Телеведущий — это специфическая социальная роль.

Проблема в том, что социальные роли могут быть взломаны. Вторжение России в Грузию — это взлом социальных стандартов. Взлом длительный, тянущийся. На взлом отвечают взломом, на разрыв шаблона (российско-грузинская дружба) Габуния ответил разрывом шаблона.

Вот употребления матерщины Быковым и другими сочинителями современной России — никак не оправдано. Это всего лишь показатель писательской слабости, неумелости. Чтобы не потерпеть поражения, неумелый шахматист сметает фигуры с доски и бьёт доской по голове противника. Человек не умеет написать нужные слова — как умел Толстой — и начинает постить смайлики разных сортов. И эти люди учат цивилизованную часть человечества хорошему тону!»

"