Posted 13 января 2014,, 20:00

Published 13 января 2014,, 20:00

Modified 8 марта, 04:30

Updated 8 марта, 04:30

«Нетрезвое состояние пешехода не влияет на судьбу водителя – участника ДТП»

«Нетрезвое состояние пешехода не влияет на судьбу водителя – участника ДТП»

13 января 2014, 20:00
Президент Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отвечает на вопросы водителей

– Произошел наезд на пешехода. Положено ли проверять пострадавшего на состояние алкогольного опьянения? Как будет учтено при определении вины водителя то, что пешеход был в нетрезвом виде?

Екатерина ДОЦЕНКО


– Освидетельствование на состояние опьянения предусмотрено только для водителей – участников ДТП. Пешехода, конечно, освидетельствовать тоже можно. Но нигде это учтено не будет, так как состояние пешехода на вину водителя не влияет. Вина зависит от того, кто нарушил Правила дорожного движения. Если нарушил пешеход – виноват пешеход, а если водитель, то водитель и независимо от того, в каком состоянии находился пешеход. Надо выяснять, имел ли водитель техническую возможность избежать наезда. Если имел, но не избежал, то виноват. А если не имел, потому что пешеход появился на дороге вне зоны пешеходного перехода и неожиданно, тогда вины водителя в этом нет, так как он не мог своевременно обнаружить пешехода-нарушителя.

– Мне пришел штраф в виде «письма счастья» с камеры видеофиксации. Машина, действительно, моя, но за рулем был не я, а мой приятель. В ГАИ сказали, что приятеля наказать нельзя. Это правда?

Юрий ТУЛУПОВ


– Да, это правда. Дело в том, что постановление о штрафе за наказание, зафиксированное камерами, выносит сотрудник Центра автоматической фиксации административных правонарушений (ЦАФАП). Собственник приходит в ЦАФАП со своим другом или родственником и говорит, что за рулем сидел этот негодяй. Негодяй соглашается, что за рулем был он и он нарушил. После этого сотрудник ЦАФАП обязан отменить штраф с собственника и наказать водителя, который реально был за рулем. Но ЦАФАП не может его наказать, потому что тут наказывают только собственников автомобилей за нарушения, зафиксированные камерами. А несобственников наказывает то подразделение ГИБДД, которое обслуживает территорию, где произошло нарушение. И когда ЦАФАП нашел реального нарушителя, он должен передать дело в то подразделение ГИБДД, в ведении которого находится дорога, на которой камера зафиксировала нарушение. Дальше дело должно прийти в батальон, негодяя должны туда вызвать. Он, конечно, не придет, а по истечении двух месяцев с момента нарушения истекает срок давности. Поэтому автовладельцам не надо мудрить ни с какими тряпочками или шторками на номерах. Давайте посчитаем. Я нарушил. Письмо пришло недельки через две. Дальше у меня есть десять дней на обжалование. Я беру с собой «негодяя» и иду в ЦАФАП. Оттуда дело отправляют в батальон. А прошел уже почти месяц. Пока отправят – еще дней десять. Пока оттуда позвонят, чтобы вызвать, – а вы приболели или в командировке. Вот два месяца и истекли.

– Разрешите, пожалуйста, спор между водителями и инспекторами ГИБДД по поводу специальных устройств, которые сейчас активно рекламируются в Интернете и называются антикоррупционный зажим документов водителя «Железный Аргумент». Эта мода докатилась и до нас, до Сахалинской области.

Денис ТЕРЕЧЕНКО


– Есть множество решений судов, где говорится, что, если водитель передает сотруднику полиции документы в зажиме, это нормальная практика. Руководство ГИБДД недавно подтвердило, что документы можно передавать хоть на цепи для собаки, хоть на цепи для слона. Такая подача документов под неповиновение сотруднику полиции не подпадает. Но, как поясняет руководство ГИБДД, если есть основания полагать, что удостоверение поддельное или находится в розыске и удостоверение нужно изъять, тогда составляется протокол об изъятии, а водитель должен раскрутить зажим и передать удостоверение сотруднику полиции. Во всех остальных случаях никаких претензий на подачу документов в зажиме сотрудник ГИБДД предъявлять не должен.

– Ехал по шоссе вне населенного пункта с разрешенной скоростью 90 километров в час. Вдруг знаки – 70, 50, 30. Стоят буквально через десять метров. Я начал снижать скорость, но не успел. А машина ГИБДД стояла, как в засаде, и меня оштрафовали за то, что за знаком 30 я ехал 55. Насколько законно так близко ставить знаки, что снизить скорость можно, только если бить по тормозам?

Дмитрий КАЛУГИН


– Согласно ГОСТу, знаки о пошаговом снижении скорости на 20 километров в час должны стоять на расстоянии 100–150 метров друг от друга. Если расстояние меньше 100 метров, нужно подавать в суд на органы местного самоуправления, которые принимали решения об установке этих знаков. ГИБДД знаки не ставит, это ведомство контролирует исполнение требований знаков. Если знаки установлены не по ГОСТу, требования их незаконны и шансы на победу в суде очень большие.

Свои вопросы присылайте на [email protected]

"