Posted 13 декабря 2018,, 10:48

Published 13 декабря 2018,, 10:48

Modified 7 марта, 16:19

Updated 7 марта, 16:19

Военное положение в Польше, 1981 год

Ирония судьбы: декабрь стал неблагоприятным месяцем для дела социализма

13 декабря 2018, 10:48
Военное положение в Польше, 1981 год
Некоторую, на первый взгляд, мистику социальных и исторических процессов объясняют не только астрологи. Экономисты говорят о циклах Кондратьева, политологи о циклах солнечной активности. На примере часто драматичного августа известна и некоторая цикличность по месяцам года. И здесь выделяется ещё и декабрь.

Проблема только в том, что последствия в общем-то роковых решений, принятых в декабре, проявляются не сразу, иногда через несколько лет.

"Так получилось, что в декабрях были приняты решения об уничтожении трёх вариантов демократического самоуправляющегося социализма, - пишет в своём фейсбуке правозащитник и публицист Евгений Ихлов. - 13 декабря 1981 года военное положение генсека польской компартии генерала Ярузельского предотвратило вступление в силу с 1 января 1982 года невиданных ещё законов о местном самоуправлении – один из важнейших программных пунктов Первой "Солидарности" (1980-81 год, вторая "Солидарность" - с мая 1988 года – это уже консервативно-либеральная партия, рыночно-приватизационная). При этом было понятно, что следующие же местные выборы дадут полнейшее большинство "Солидарности" Леха Валенсы. Мог появиться реальный шанс воплощения идеи о "советах без коммунистов". А естественная диссипация "Солидарности" обеспечило бы нужный плюрализм.

Ирония судьбы в том, что ратующий за подавление "Солидарности" Андропов уже через полтора года Законом "О трудовых коллективах и повышении их роли…" даст советским наёмным работникам почти такой же объём прав, включая право замены директора (это была атака на ставший всемогущим директорский корпус и исполкомы – через абсолютный тогда контроль парткомов на "советы трудовых коллективов"). Ещё через 7 лет кризис и распад КПСС на один исторический миг дал этим советам (и местным советам также) всю полноту власти.

Однако в декабре 1991 года вместе с СССР были ликвидированы и Съезд народных депутатов СССР (он мог восстановить свои полномочия) и пост Президента СССР – последние властные органы, которые могли бы поддержать сохранение власти трудовых коллективов и Советов. Именно директора, начинающие "номенклатурную" и "гибридную" приватизацию и исполкомы, оттеснившие райкомы и обкомы, и ставшие мэриями и губернаторскими администрациями, поддержали Ельцинскую (буржуазную) революцию. Роспуск СССР был ликвидацией первого и последнего социалистического (т.е. формально основанного на самоуправлении местных органов власти и коллективов работников) государства. После этого оставались либо коммунистические, либо левопопулистские диктатуры и деспотии.

А ровно через два года ельцинская конституция окончательно ликвидировала рудименты советского управления и открыла возможность для неограниченного рынка, для "государственно-монополистического капитализма".

Но самый первый антисоциалистический переворот происходил с середины декабря 1917 года, когда большевики, захватив исполнительную власть, проиграли выборы во Всероссийское Учредительное собрание (ВУС), и поняв это, немедленно запретили Конституционно-демократическую партию (сейчас бы её назвали социально-либеральной, она осталась последним политическим бастионом несоциалистических сил) и стали создавать ВЧК, отменив Декрет об отмене смертной казни. Большевики почти открыто стали готовить разгон ВУС с его большинством из двух партий демократических социалистов – меньшевиков и правых эсеров (партия социалистов-революционеров тогда же разделилась, и левые эсеры, войдя в правительство Ленина, похоронили этим возможность требовать создания "однородного социалистического правительства"). Ленин составляет "Декларацию прав трудящегося народа" - квазиконституционный акт о передаче ВУС всей полноты учредительной власти Совнаркому и ВЦИК. Был создан ВСНХ – директивный орган управления всеми предприятиями и банками, этим была осознанно скопирована кайзеровской системы экономической мобилизации, и работники утратили управленческие права ("фабзавкомы" были вариантом комбедов на селе, они фактически стали прообразом андроповских советов трудколлективов).

Уже четвертьвековая загадка для конспирологов – знал ли Андропов, что через девять лет эти советы пригодятся только как органы, выбирающие модель приватизации?"

(оригинал - https://www.facebook.com/ihlov.evgenij/posts/2438179472863863)

"