Posted 13 ноября 2018,, 12:12

Published 13 ноября 2018,, 12:12

Modified 7 марта, 16:13

Updated 7 марта, 16:13

ЧП не местного масштаба:  закрыта знаменитая школа "Горки".

ЧП не местного масштаба: закрыта знаменитая школа "Горки".

13 ноября 2018, 12:12
Внезапное закрытие единственной школы в поселении Горки Ленинские Московской области на глазах превращается в ЧП Всероссийского масштаба. Суть произошедшего парадоксальна и цинична. После каникул, 7 ноября, школа памяти Ленина, находящаяся в федеральном подчинении Министерства просвещения, оказалась на замке.

Иван Петровский

Вот, как описывают произошедшее в соцсетях родители учеников: «Мою дочь и 500 других школьников выгнали на улицу, издав указ о закрытии школы «Горки». Больше школ в районе нет!.."

"1 ноября мы пришли с детьми к своей школе, а там нас встретили машины Росгвардии и милиция. В школу не пустили», - пишет в Фэйсбуке мама ученицы Юлия Барискина. – "16 Га земли в заповеднике «Горки Ленинские» Московской области, на которой располагаются здания СОШ «Горки», являются лакомым куском. До этого, 30 октября, было проведено родительское собрание в СОШ «Горки», на котором представители власти склоняли всех родителей подписать добровольное согласие на отчисление своего ребёнка из школы. При этом других школ, куда можно дойти или доехать на общественном транспорте, в районе нет», – добавляет мама бывшей ученицы школы в Горках.

Основанием для закрытия школы в Горках стал Приказ от 26.10.2018 № 152 и.о. министра Министерства просвещения России Т. Синюгиной с требованием с 29.10.2018 приостановить деятельность ФГБОУ СОШ «Горки» на неопределенный срок, а также о переводе всех учащихся в другие учебные заведения, с обязательным написанием заявления «о добровольном отчислении» из ФГБОУ СОШ «Горки» и о назначении нового и.о.директора школы (без учеников). Поводом для принятия решений стало информационное письмо №10146-12 от 25.10.2018 Управления Роспотребнадзора по Московской области, направленное бывшему уже директору школы Соловьевой М.А. Для детей и родителей это стало настоящим шоком.

«Дети в ужасе. В школу учителям принесли море цветов, когда узнали о закрытии. Я сейчас раздаю эти цветы и плачу. Дети тоже ходят в слезах. Одна ученица моя, Лиза, полдня ходила по классам и рыдала со словами: «Я никогда сюда больше не попаду!». Мне 55 лет, меня отправляют на пенсию, моя карьера закончится с закрытием этой школы», - рассказывает учительница школы в Горках Ирина Николаевна Локтионова.

«Это полный беспредел. Благодаря действующим руководителям, таким как Васильева и Синюгина, планомерно развалена легендарная Школа. И в жизни тысяч людей поселения Горки Ленинские происходят перемены не к лучшему. Дети - наше будущее. Министерство, вы слышали??»- восклицает в Фэйсбуке Эльмира Фаттахова. «16 га земли в 15 км от Москвы можно очень выгодно "попилить"!» - пишет в Фэйсбуке о территории, на которой расположена школа, Alex Ivanov.

Формально причиной закрытия школы памяти Ленина в поселке Горки стало предписание Роспотребнадзора от 25.10.2018 г. «О материально-техническом состоянии ФБГУ СОШ «Горки». Я читаю этот длинный документ, который описывает состояние школы – «нарушение целостности покрытия полов», отсутствие «мест прилегания дверных коробок в учебных помещениях, туалетах», «классные доски не в полном объёме оборудованы местным освещением»… У меня возникает всего один вопрос: почему Министерство просвещения, Роспотребнадзор, МЧС озаботились всем этим в разгар учебного года, а не в мае месяце? Ведь за лето можно было провести ремонт и все исправить!

На фотографиях школы, которые прислали в редакцию учителя, - вполне приличные классы, светло и уютно, никаких «обшарпанных» стен. Никто из учащихся не жаловался на отсутствие тепла, в школе не было зафиксировано ни эпидемий, ни инфекций… Комментарий ТВ «Видное 24»: «Нам удалось побывать внутри школы и мы можем заявить, что она вполне в нормальном состоянии. Классы светлые, нормальные доски, парты и стенды, сантехника в туалетах работает, отопление работает, в помещениях тепло. Конечно, все старое, но, как минимум, сгодится, чтобы завершить учебный год. Ежедневно на автобусах по пробкам возить полтысячи детей на десятки километров явно менее безопасно, чем обучать в этой школе. Тем более, что, несмотря на заявления министра просвещения РФ Ольги Васильевой, официально школа «Горки» аварийной не признана».

Редакции «Новых Известий» был предоставлен ещё один документ – Распоряжение Минобрнауки России от 5 декабря 2017 г. У него длинное и мутное название - «О включении в государственное задание на 2017 г. и плановый период 2018 и 2019 г. ФБГУ СОШ «Горки» работы по организации проведения общественно-значимых мероприятий в сфере образования, науки и молодежной политики… по работе с учащимися, проявившими выдающиеся способности… и установления объёма её финансового обеспечения». И далее: "Установить нормативные затраты на выполнение Работы школе в размере 6 миллионов 200 тысяч рублей… Департаменту финансов… обеспечить доведение соответствующего объёма финансового обеспечения до школы».

Где осели эти миллионы и почему помпезно расписанная Минобрнауки Программа в отношении школы так и не была выполнена? Мы вправе адресовать этот вопрос первому заместителю министра, подпись которой стоит под этим документом - г-же В. В. Переверзевой. Ведь новый учебный год начался в школе с введением второй смены. Несмотря на то, что никто не видел официального распоряжения государственного пожарного надзора и приказа и.о. директора Марины Соловьёвой, два этажа в здании начальной школы были закрыты в связи с протечками крыши. О том, что крыша здания находится в предаварийном состоянии, известно давно. Однако, руководство школы не спешило с решением этого вопроса. Давно было известно, что руководство школы имеет ряд предписаний со стороны Государственного пожарного надзора и Роспотребнадзора, но все эти нарушения и.о. директора Марина Соловьева устранять не торопилась. Почему?

Начало нового учебного года ознаменовалось отсутствием в школе в Горках горячего питания, что является грубым нарушением федерального законодательства. Вскоре стало известно, что в школе нарушается и трудовое законодательство: педагогический состав не получил заработную плату.

На неоднократные обращения учителей и родителей из ведомства г-жи Васильевой приходили формальные отписки. Среди адресатов, которым направлялись обращения, были заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Татьяна Голикова, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина, Председатель комитета Государственной Думы по образованию и науке Вячеслав Никонов, Руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов, Председатель Счетной палаты Российской Федерации Алексей Кудрин, чиновники регионального уровня… Но все они демонстрировали полное безразличие. Наиболее «ответственные» пересылали запросы в Министерство просвещения, остальные и этого не делали.

В распоряжении нашей редакции есть и ещё один документ – ответ на запрос одного из родителей учеников школы в Горках заместителя министра Московской области Е. Михайловой от 16.07.2018 г., в котором сказано, что «вопрос о закрытии школы в Горках не рассматривается». Выходит, родителей обманывали? Но с какой целью? Отвлечь? Потянуть время? Или на тот момент ещё не были достигнуты договоренности о каком-то коммерческом проекте?

Мы поинтересовались у родителей и учителей школы в Горках, как всё же выполнялось Распоряжение Минобрнауки России от 5 декабря 2017 г., обещавшее школе 6 млн 200 рублей. Нам стало известно, что ответственным за исполнение этой программы был назначен некий Роман Дощинский, член Комиссии по развитию науки и образования Общественной Палаты РФ. Его «кропотливый труд» выразился в представлении родителям и педагогическому составу презентации из 32-х слайдов, в которой рассказывалось о создании Федерального образовательного комплекса «Центр информационно-технологического образования в Горках». Закончилось все как обычно: деньги куда-то исчезли, а о концепции развития и реконструкции школы благополучно забыли. Так или иначе, программа развития образовательного учреждения до сих пор не представлена. Руководство школы в лице Марины Соловьевой оказалось не в состоянии решить даже обычные хозяйственные вопросы.

Все это особенно обидно, учитывая, что у школы в Горках – особая история. Она была создана в 1921 году при непосредственном участии Ленина, преподавала в ней и Н.К. Крупская. Весь советский период школа находилась в подчинении Академии Педагогических наук и являлось экспериментальной площадкой НИИ методов обучения с высококвалифицированными педагогическими кадрами. К середине 60-х годов в Горках Ленинских был построен целый школьный городок. Он включал в себя здания начальной и старшей школ, здание интерната, музея, дом директора, мастерские, гаражи, водозаборный узел и другие хозяйственные постройки. Материально-техническому обеспечению на тот момент остальные школы страны могли только позавидовать. На базе школы отрабатывались новые методики преподавания, апробировались учебники советского образования. В постсоветское время школа принадлежала Российской Академии Образования, но потеряла свое былое значение и постепенно приходила в упадок. После реорганизации государственных Академий наук школа перешла в ведомство Министерства образования и науки Российской Федерации. В настоящее время она является единственной средней общеобразовательной школой в стране, находящейся в прямом подчинении у Министерства просвещения. С этих пор в школе и начался полный развал. На протяжении последних десяти лет в школе сменились уже несколько директоров, но она так и не стала процветающей.

Софья Шаргородская, бывший преподаватель немецкого языка в школе памяти Ленина в Горках, вдова её бывшего директора Ефима Шаргородского, рассказала «Новым Известиям»:

«Мой муж руководил школой в Горках 35 лет - вплоть до своей смерти в 2006 году. Ещё в ту пору, когда он там работал, были попытки забрать эту землю. После его смерти попытки повторились. И вот, внезапно, 26 октября, первый замминистра просвещения подписывает приказ о том, что школа приостанавливает свою деятельность. Куда деваться учителям и ученикам? Ближайшая к нам школа находится в часе езды. Дети едут до школы час и потом ещё должны идти пешком. Детей пытаются раскидать в Совхоз имени Ленина, в Видное, в Домодедово. Нарушаются их конституционные права, нарушается закон об образовании. Инициативная группа была у министра, госпожи Васильевой. Нам удалось записать этот разговор. Министр назвала нашу школу «помойкой», оскорбляла учителей и родителей. Назвала уровень преподавания «нижайшим»… Да там "бриллианты" преподавали! Министр говорит, что всё равно школу закроет. Почему это делается в разгар учебного года? Васильева, по всей видимости, выполняет чьё-то распоряжение, но при этом ведёт себя некомпетентно. Территория школы – 18 га земли, это комплекс зданий. Ещё раз подчеркну: комиссия перед началом учебного года приняла эти здания в эксплуатацию. Учителей выкидывают на улицу, вместо того, чтобы перевести в другие школы».

Парадоксальный факт! Называя «нижайшим» уровень преподавания в школе, которая находится в её непосредственном ведении, г-жа министр просвещения Васильева тем самым расписывается в собственной некомпетентности и неумении организовать учебный процесс и достойные условия обучения в единственной школе, подчиненной непосредственно её министерству!

Что же стоит за всеми этими секретными проектами и внезапным, в разгар учебного года, закрытием школы в Горках?

Евгений Ямбург, заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, член корреспондент РАО, директор школы №109 города Москвы, рассказал «Новым Известиям»:

«Директором этой школы долгие годы был мой однокашник, академик Академии педагогических наук Ефим Шаргородский. Она была одной из самых престижных школ, да ещё и с интернатом. Но эта школа была в подчинении Академии Образования. Им стало дорого её содержать, и они скинули непрофильный актив. До последнего боролся Ефим Шаргородский и умер в 2006 году. В школе был уникальный педагогический коллектив, её знала вся страна. Но как только умер Шаргородский, началось постепенное запустение, недофинансирование… Тут ещё подключилось «его величество Золото», такое вкусное место, заповедное. Весь этот клубок забурлил. Часть родителей согласилась на перевод детей в другие школы. Другая часть возмущена тем, что им предложили возить детей в школы, которые находятся за 14 километров от их дома. Министр пообещала, что ремонт произойдёт. Но, зная эти помещения, думаю, что на это уйдёт год – полтора. А за это время можно под шумок подсуетиться и спокойно всё снести. И построить, например, коттеджный посёлок. Нужны подписанные гарантии губернатора Московской области Воробьёва, что никакой застройки там не будет!».

Будущим территории Заповедника Горки Ленинские, где расположена школа, я поинтересовался у его директора, Олега Хромова. «Школа действительно располагается на территории музея-заповедника. И к ней подходят федеральные дороги. Школа – тоже в федеральном подчинении, так что я отвечать за неё не могу. У музея-заповедника есть интерес к одному из двух зданий, расположенных в заповеднике. Там находится уникальная коллекция учебников, это история нашего отечественного образования. Нам было бы интересно получить эту коллекцию. Остальная территория – это 16 га земли. О застройке территории заповедника мне ничего не известно», - прокомментировал «Новым Известиям Олег Хромов.

Однако, муниципальный депутат г. Видное и Ленинского района Московской области, председатель Ленинского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Анатолий Хомяков придерживается иной точки зрения:

«Три месяца летних школьных каникул – достаточный срок, чтобы провести в школе ремонт и решить все хозяйственные вопросы. Так делают во всех школах. Я читал документы о закрытии школы. Ни один из них, на мой взгляд, не приводит веских аргументов в пользу её закрытия. Из этого следует подспудный корыстный мотив её закрытия. Я не могу исключить, что либо здание, либо территорию планируют использовать в коммерческих целях. Но школа – выявленный объект культурного наследия. В случае, если с ней что-то произойдёт, например, снос, будет нарушен закон 73-ФЗ, который предусматривает охрану объектов культурного наследия. Возможен и такой вариант: на уровне Федерального правительства могут быть изменены границы охранной заповедной зоны Горки Ленинские, которые в последний раз были утверждены в 1972 году. До июня 2018 года это Постановление действовало, сейчас его вдруг отменили. Заповедник в 16 га – лакомое место для застройщиков. Я не удивлюсь, если на этой территории развернется строительство», - считает Анатолий Хомяков.

Владимир Викторович, отец двоих учеников закрытой школы в Горках добавляет: «На территории заповедника Горки Ленинские уже построены 3 частных многоквартирных дома. На территории федерального заповедника! Сам заповедник в ужасном состоянии. Он окружён какими-то ангарами. Часто тут проходят съёмки фильмов, и после этого остаются какие-то декорации, которые никто не убирает. Такое впечатление, что до этого заповедника дела никому нет. Руководит им бывший глава Ленинского района, выходец из Читы г-н Хромов. И я не вижу, что он особо озабочен территорией, за которую отвечает».

Есть и ещё одна версия происходящего со школой. Наш источник в Минобрнауки не исключил, что на месте ФБГУ СОШ «Горки» будет открыта частная школа с новым преподавательским составом. Иначе зачем увольнять всех, кто преподавал в школе до этого?

«Новые Известия» обратились в Министерство просвещения с вопросом о будущем школы в Горках, хотя позиция министра Васильевой уже полне понятна. Наш источник во фракции КПРФ рассказал «Новым Известиям» о встрече с г-жой Васильевой. Во время этой встречи велась запись. Мы приводим некоторые фрагменты расшифровки этой беседы.

Г. Зюганов: «Что происходит со школой исторического значения? Мы считаем, что это откровенно рейдерский захват… Там земли – 16 гектаров. У нас в Ленинском районе было 15 коллективных хозяйств, уцелело одно. Земли остальных хозяйств разрезали по кускам, распродали, растащили и угробили. Мы не позволим эту школу рейдерски захватить… Родители восстали. Вот их прошение. Я их принимал вчера, большую делегацию».

О. Васильева: «Нашему министерству школу передала Российская академия образования 4 года назад в разваленном состоянии. С 1966 года там не было ни одного капитального ремонта. На сегодня образовательный уровень школы нижайший… У нас всё запротоколировано, заснято каждое помещение… Начато закрытие школы, постановка её на капитальный ремонт и оснащение. Это решение не сегодняшнего дня. О ремонте начали говорить с весны 2017 года. Роспотребнадзор по каждому из зданий мастерских, которые там есть, вынес своё жёсткое заключение: школа аварийная… Из 64 педагогов, которые там преподают, только четверо имеют постоянную регистрацию в Московской области. Составом педагогов школы «Горки» не занимался никто, начиная с 1991 года. Разговор о том, что мы собираемся продавать участки школьной территории, - это полная чушь!.. В школе - ни порядка, ни образовательной истории… Два района- Ленинский и Домодедовский предоставили все возможности для обучения детей».

Чем обернулся на самом деле перевод детей в другие школы, нам рассказал отец двух бывших учеников школы в Горках, Владимир Викторович: «Детей отправили кого куда. Основную массу – в город Видное. Если раньше дети в 8 утра выходили из дома и успевали к первому уроку, то теперь они вынуждены вставать в 6.45, идти к автобусу или ехать до места его стоянки на машине, потом ехать на этом автобусе минут 40 до школы, но и это ещё не всё. Автобус подвозит детей не к самой школе. Детей высаживают и они около километра вынуждены добираться до школы пешком, потому что плотная застройка не позволяет транспорту проехать. Часто бывают «пробки» на дорогах. В пятницу, например, дорога в эту школу в один конец заняла полтора часа. И в каком состоянии ребёнок возвращается домой?! Но и это ещё не все проблемы. В школах, которые нам рекомендовали, нам не особо были рады. В классах – по 40 человек, парт не хватает. У меня один ребёнок – отличник, учится в 9-м классе, ему была рекомендована другая школа, с программой, соответствующей его уровню знаний. А ещё у меня первоклассник, для которого длинная дорога – стресс. В нашей семье ещё двое маленьких детей, которым нет и двух лет. И вот жена каждое утро сажает в машину 4-х детей и развозит их по разным школам, а малыши ездят со старшими, потому что оставить их не с кем».

Помимо школы в г. Видное ученикам была предложена ещё одна школа. «Действительно, есть школа в деревне Калиновке, - рассказывает муниципальный депутат Ленинского района Анатолий Хомяков. – «Но дорога туда идёт через лес, её фактически нет, добираться по гололёду зимой просто опасно для жизни. К тому же сельская школа тоже переполнена, мест там не хватает…».

На сегодняшний день министр просвещения Ольга Васильева никак не откликается на просьбы отменить приказ о закрытии школы. Отчаявшись получить хоть какие-то разъяснения о будущем обучения их детей, родители направили открытое письмо президенту России В. Путину. Оно заканчивается так: «На собрании 30.10.2018 г. родители и законные представители отказались писать заявления об отчислении детей из ФГБОУ СОШ «Горки», выявили нарушения действующего Устава школы. Активистам, принявшим участие в собрании родителей - Е.А. Егоровой и М.Ю. Серяпову, в ночь на 02.11.2018 неизвестные сожгли автомобили, вероятно, для устрашения и террора граждан. Просим Вас, Уважаемый Господин Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин, сохранить школу, взять ситуацию под строгий государственный контроль и гарантировать нам и нашим детям конституционные права на безопасность, образование…».

Кстати, это уже второе обращение жителей Ленинского района к президенту. До этого на сайте «Врачи РФ» к В. Путину обратилась заместитель главного врача Видновской районной больницы Лариса Волощук в связи с фактическим уничтожением этого медицинского учреждения под видом оптимизации. Главврач на время проверки Минздрава отстранён от должности. Интересно, какие организационные выводы будут сделаны из письма президенту по поводу закрытия школы в Горках? Или школы важны для чиновников только как избирательные участки в период выборов?

P.S.

После публикации материала пресс-служба Минпросвещения России оперативно откликнулась и прислала ответ следующего содержания:

"Позиция Министерства о сохранении, благоустройстве и развитии школы на данной территории неизменна. Министерство проводит детальнейшую проверку и экспертизу всех зданий на территории школы. Вся территория и все объекты на территории будут использованы в рамках создания современной образовательной среды. Вопросы конкретных смет сейчас детально прорабатываются, в общей концепции развития – сохранить историческое достояние школы, включая музей, существенно обновив и оснастив все здания современными технологиями и оборудованием. Министерством следит за соблюдением всех прав каждого ученика, родителя и педагога. Региональные органы уже выделили дополнительные автобусы для обеспечения подвоза детей, этот вопрос стоит на отдельном контроле.

Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева провела личный прием родительского сообщества, представляющего школу «Горки», в ходе диалога отметив:Что касается обучения детей – на сегодняшний день есть 20 школ, которые их приняли и готовы принять. Более того, мы предлагали московские варианты по продолжению обучения,– отметила Министр просвещения, - По моему приказу была подготовлена регистрация земли с обременением – это значит, что на этом участке не может быть ничего, кроме зданий, которые направлены на образовательный процесс. Эта регистрация оформлена в мае 2017 года с обременением.

В завершение диалога О.Ю. Васильева предложила родителям создать инициативную группу, с которой можно проводить регулярные встречи и сообщила, что школу «Горки» вновь планируется открыть к её столетию".

"