Posted 12 июля 2018,, 21:14

Published 12 июля 2018,, 21:14

Modified 7 марта, 16:49

Updated 7 марта, 16:49

Почему  в России не поняли смысл слов хорватского футболиста

Почему в России не поняли смысл слов хорватского футболиста

12 июля 2018, 21:14
Фото: flickr.com
Защитник сборной Хорватии Домагой Вида уже извинился перед россиянами за свои слова "Слава Украине", не ожидая какую они вызовут реакцию у части наших сограждан. Политолог Алексей Макаркин считает, что скандал с хорватскими футболистами показал - люди с разным жизненным опытом часто не понимают друг друга.

"Для Домагоя Виды слова "Белград, гори!" - означают "Белград, зажигай!", - пишет Алексей Макаркин в телеграм-канале Bunin & Co. - Имеется в виду сербский ресторан "Белград" в Киеве, где любят тусоваться хорватские спортсмены, играющие за киевское "Динамо". И хозяин-серб, и клиенты-хорваты вряд ли обсуждают между собой проблемы четников и усташей. "Слава Украине" для Виды – это приветствие, которое он явно много раз слышал от знакомых, когда играл за "Динамо" – и вряд ли он связывает его с бандеровцами.

Вида родился в 1989 году – следовательно, во время операции "Буря", ликвидировавшей Сербскую Краину, ему было 6 лет. Звезда мирового тенниса, серб Новак Джокович, поддержавший хорватскую команду после выбытия сербской, на пару лет старше. Для этих молодых людей война 1990-х годов на Балканах – это история, которая не является предметом гордости. Как, кстати, и для многих их ровесников в обеих странах, и для более младших поколений – да и для немалого числа людей более старшего возраста. У них уже другая повестка. Хорватия - член Евросоюза, у Сербии есть реальная перспектива вступить в него через несколько лет. Картина не идиллическая, но позволяющая людям воспринимать друг друга не как врагов.

В России ситуация сложнее. Для многих россиян бомбардировки Белграда почти 20-летней давности – это не давняя история, а актуальное событие, случившееся почти "вчера" и ставшее символом разочарования в Западе (и "Белград, гори", к тому же из уст хорвата, воспринимается именно в этом контексте). Выдачу в Гаагу Караджича и Младича в России переживали, пожалуй, сильнее, чем в Сербии, где многие вздохнули с облегчением, так как исчезло одно из главных препятствий на пути в Европу. Российская позиция ближе к точке зрения сербского депутата, эмоционально осудившего Джоковича за симпатии к хорватам. И в условиях "посткрымского" самоутверждения и отсутствия европейской перспективы эта позиция транслируется и более молодым россиянам, которые не помнят балканских драм 1990-х годов. Без подробностей, которые интересуют их слабо, но с общим представлением о том, кто прав, а кто виноват".

"