Posted 11 августа 2005,, 20:00

Published 11 августа 2005,, 20:00

Modified 8 марта, 09:29

Updated 8 марта, 09:29

Реальная виртуальность

Реальная виртуальность

11 августа 2005, 20:00
На этой неделе компания ROMIR-Monitoring обнародовала данные опроса российских интернет-пользователей о том, на что люди тратят время в Сети. Самым популярным ответом был «поиск информации» (87%), на втором месте – «скачивание файлов» (77%). Что интересно, в середине списка оказалось достаточно новое явление для россий

Одними из первых на виртуале свихнулись китайцы. Не так давно жители аграрного Китая вряд ли могли предполагать, что в начале двадцать первого столетия большинство благ цивилизации, в том числе и компьютерной техники, будет производиться на его территории. Теперь «персоналки» имеются во множестве домов Поднебесной, а большинство коммерческих онлайн-проектов сконцентрированы именно в Китае. Подрастающее поколение активно втягивается в заэкранную реальность, а вместе с тем на свет божий проявляются пугающие гротескные тени из той запредельной, потусторонней от экрана монитора жизни.

Смерть из-за волшебного меча

Недавно интернет-сообщество потрясла страшная новость из Китая – обезумевший геймер Ку Ченвэй убил друга, который украл и продал его волшебный виртуальный меч. Этот меч братья по оружию вместе захватили в кровопролитных схватках многопользовательской онлайн игры Legend of Mir. 41-летний китаец был настолько горд достижением, что ни в коем случае не хотел расставаться с «Саблей дракона». Его же партнер по игре Жу Каоюань был не настолько фанатично предан ценностям игры. Без согласования со своим приятелем он продал «Саблю дракона» на одном из интернет-аукционов за 900 долларов.

Оскорбленный партнер решил собственными силами навести справедливость. За неимением волшебного меча он раздобыл на кухне огромный тесак и направился в гости к Жу Каоюаню. Тот пообещал вернуть часть вырученных денег, однако взбесившийся геймер не выдержал пренебрежительного отношения к реликвиям игры и несколько раз ударил обидчика ножом. После убийства он вызвал полицию и сдался на милость властей.

Свадьба в мире фэнтези

«У нас подобного варварства еще не происходило, – рассказывает Ян Удрас, PR-менеджер фирмы–разработчика первой в России многопользовательской онлайн-игры. – Хотя свои курьезы происходят нередко. Практически все игры вертятся вокруг одного сюжета. Это мир фэнтези, где игроки через интернет объединяются в кланы и ведут борьбу за выживание. Они охотятся на монстров, захватывают замки, добывают ценные вещи. По сути, это вторая жизнь вполне нормальных, на первый взгляд, людей. В виртуале игроки добиваются успехов, повышают свой социальный статус, обзаводятся богатством и уважением членов клана. В последнее время все чаще участники игры переводят свои знакомства из виртуала в реальную жизнь. Немало геймеров вообще нашли себе в онлайне спутников жизни. Кстати, подобные свадьбы играют не только в загсе, но и в фэнтезийном королевстве. Внутри замка устраивается застолье, священник венчает молодых, гремит фейерверк, а потом жених с невестой уединяются в виртуальной опочивальне».

К сожалению, все эти удовольствия отнюдь не дешевы. Онлайн-проекты отличаются от простых компьютерных игр тем, что постоянно сосут из участников деньги. Месячная стоимость пребывания в фэнтезийном королевстве обходится примерно в 5–10 долларов, не считая расходов на покупку дисков с самой игрой и прочих трат. По словам разработчиков игры, они всеми силами стараются пресекать торговлю артефактами из игры на интернет-аукционах. Но уследить за всем невозможно, и иной раз тот или иной виртуальный меч, панцирь, доспехи или вторая жизнь уходят к другому

Для многих онлайн-игры превращаются во вторую жизнь – более увлекательную, чем первая.

владельцу за 200–500 долларов. До недавнего времени складывались некие группы школьников, которые «прокачивали» персонажей до больших высот, а потом продавали их в комплекте с вооружением начинающим, но солидным игрокам, располагающим большими деньгами и желающим приобрести уважение в виртуальном сообществе.

«В противовес общепринятому мнению, многопользовательскими играми увлечены не только дети, – убежден специалист в область онлайн-игр Иван Банников. – У нас в офисе постоянно проходят встречи авторитетных геймеров. Недавно были сборы глав 30 кланов этого фэнтезийного мира. Приехали господа на крутейших тачках: «тойоты», «лексусы», «мерседесы». Многие из глав этих кланов в реальной жизни – руководители больших компаний, люди состоятельные и уважаемые. В виртуале они также добились больших высот. Этот съезд был похож на собрание каких-нибудь «крестных отцов». Господа сидели в кожаных креслах и всерьез решали виртуальные проблемы, делили сферы влияния, замки и устанавливали размеры отчислений в «общак». Все справедливо и по совести. Но есть и такие люди, которые пытаются добиться высот в игре за счет других игроков. Это мошенники, и их деятельность мы стараемся пресекать».

Любовь и ревность

К счастью, до настоящей резни, как в Китае, дело в России пока не доходит. Между тем виртуальные похождения любовного характера иногда становятся причинами семейных трагедий в жизни настоящей.

«К администраторам онлайн-игры нередко приходят письма очень забавного содержания, – признается Ян Удрас. – К примеру, жена загубила в виртуале хорошо «прокаченного» персонажа, потеряла все накопленные деньги, меч и доспехи и теперь стоит над душой у мужа и заявляет, что, мол, если он не купит ей все это, она подаст на развод».

В Англии достаточно популярен онлайн-проект «Вторая жизнь». В этой игре люди получают возможность перевоплотиться в кого угодно: в мафиози, простых клерков, рабочих со стройки, могут проводить время в виртуальных барах, кататься на яхтах и налаживать новые интим-знакомства. В игре отлично смоделирована возможность приударить за понравившейся девушкой. Если повезет, то персонажи способны заняться даже виртуальным сексом. Зачастую интернет-знакомство в игре продолжается и в повседневной жизни, что вызывает ярость у обманутых супругов. Многие ревнивцы нанимают частных детективов, которые за вполне реальные деньги готовы установить виртуальную слежку за подзагулявшим спутником жизни.

Отель разбитых сердец

Еще одной приманкой для любителей знакомств являются так называемые виртуальные отели. По идее, это тот же чат, только представленный в прекрасном графическом исполнении. Посетитель может зайти в холл отеля, осмотреться, пообщаться со служащими, но вот чтобы поселиться в нем, необходимы деньги, и вполне реальные.

Проект «Отель Хаббо», который придумали несколько молодых финнов, приобрел широкую популярность в западных странах. Поселившись в виртуальном номере, можно пообщаться в коридорах с разными персонажами, каждый из которых является реальным воплощением кого-то из пользователей, а с особо приятной собеседницей иногда хочется уединиться в отдельной комнате. Но за это «коридорный» уже требует оплату по кредитной карточке. Насколько бы нелепой ни казалась эта идея, но в посетителях «Хаббо» числятся сотни тысяч человек. Люди ходят по виртуальным номерам друг к другу в гости, покупают мебель за десятки евро, тратят деньги, а потом хвастают перед знакомыми новой обстановкой. Игра распространилась настолько, что, например, в Финляндии в нее играет практически каждый третий ребенок.

Союз потребителей Финляндии уже выдвигал требование внести изменения в систему игры для предупреждения ее неправильного использования. Дети воруют у родителей кредитки, чтобы оплачивать непреодолимо растущие аппетиты разработчиков. Недавно появилась возможность оплачивать гостиничные номера и через сотовый телефон, что резко повысило доходы «Хаббо». В итоге, союз потребителей был вынужден обратиться в суд с требованиями ограничить допуск несовершеннолетних на сайт отеля. Между тем полиция Финляндии столкнулась с невиданными ранее преступлениями и вынуждена сейчас расследовать массу случаев воровства из виртуальных номеров виртуальной мебели и вещей. В некоторых случаях сумма ущерба составляет до 100 евро. По данным следствия, в кражах замечены некие хакеры, которые, получив доступ к паролям персонажей, потом перепродают вещи и мебель другим посетителям отеля.

Рыбка плывет по «мылу»

Для любителей живой природы интернет тоже может предложить развлечение. Заставки в виде аквариумов давно стали очень популярными. Поэтому американская компания запустила проект DALiWorld. Теперь рыбок можно объединить в виртуальный мировой океан. Красивые создания способны переплывать по Сети из компьютера в компьютер и переносить сообщения электронной почты. Вскоре планируется открыть на некоторых сайтах что-то вроде рыбных магазинов, в которых можно будет купить или продать хвостатую тропическую невидаль.

Рыба каждого вида представляет собой автономную программу со своими чертами характера, которые определяют, где и как плавать, чем питаться и как размножаться. Кроме того, каждая виртуальная рыба имеет электронный аналог генома, так что при размножении возможны мутации и адаптация к окружающей среде. Поэтому пользователь способен заниматься в компьютере селекцией и разведением рыбок, чтобы потом продавать невиданные экземпляры на аукционах...

Индустрия интернет-услуг получает все большее распространение. Миллионы реальных долларов крутятся в мире ненастоящем, виртуальном. К счастью, или, к сожалению, Россия пока остается в стороне от самых бурных денежных потоков. В государстве еще недостаточно развита система безналичных платежей. А ведь многие платные сайты, онлайн-игры и виртуальные отели работают именно через пластиковые карты. Между тем развитие системы банковских услуг идет семимильными шагами, некоторые банки просто навязывают нам кредитки, так что бум «платного виртуала» в России уже не за горами.



Елена СОКОЛЬЧИК, замдиректора по лечебной работе Московского научно-практического центра наркологии, кандидат медицинских наук:

– Я отношусь к чрезмерному увлечению интернетом крайне отрицательно. Игры второй реальности подразумевают существование человека сразу в двух мирах. В одном он работает, учится, с кем-то дружит, а потом приходит домой и попадает в другую реальность. В ней у человека тоже есть свои друзья, возлюбленные. Там он зарабатывает деньги, увеличивает свой социальный статус. Очень часто в виртуальной реальности человек является более успешным. И, конечно, эта вторая реальность, если она более комфортная и благополучная, постепенно затягивает индивидуума. Он старается проводить в Сети больше времени, потому что там есть деньги, авторитет, власть, большие возможности. Появляется зависимость от того мира. А это, если хотите, раздвоение личности.
Но в виртуальном мире существует также опасность гибели персонажа. Причем очень часто эта «гибель» происходит как в реальной жизни. То есть можно попасть под автомобиль, тебя могут убить. Тогда гибель виртуального двойника воспринимается как полная катастрофа – ведь лучшая, «самая успешная» половина личности погибла, наступила виртуальная смерть. Появляются странные мысли: к чему теперь жизнь реальная, которая зачастую серая, беспросветная и неудачная? Иными словами, человек подводит себя к мысли о самоубийстве. И, к сожалению, такие случаи уже происходили.

"