Posted 11 августа 2003,, 20:00

Published 11 августа 2003,, 20:00

Modified 8 марта, 09:49

Updated 8 марта, 09:49

Операция «опровержение приказа»

11 августа 2003, 20:00
Министр МВД Башкирии не согласился с распоряжением министра МВД России

В июле министр внутренних дел России Борис Грызлов подписал приказ № 538 – «О серьезных недостатках в деятельности МВД Республики Башкортостан». Этот документ появился в момент апогея скандала, в котором оказались замешаны высшие чины башкирской милиции. В последнее время честь мундира главы МВД Башкортостана Рафаила Диваева и его подчиненных оказалась изрядно запачканной. Центральные СМИ и правозащитные организации предали гласности факты вопиющих нарушений и масштабной коррупции в милицейских рядах республики.

В частности, много говорилось о сомнительном сотрудничестве башкирских генералов с местными криминальными «авторитетами», об использовании силового ресурса МВД РБ для банального рэкета и давления на оппозицию. Даже у привыкшего в самому хлесткому компромату российского обывателя вызвали шок опубликованные распечатки телефонных переговоров первого заместителя министра внутренних дел Башкортостана Николая Патрикеева с одним из лидеров преступного мира Уфы Эрастом Фомичёвым. Милицейский генерал, густо пересыпая свою речь отборным матом, требовал от своего «клиента» предоставить ему автомобиль для доставки к нему девушек легкого поведения, а в дополнение к этому – спиртное и закуску…

Приказ Бориса Грызлова, главного инициатора кампании по борьбе с «оборотнями в погонах», дает однозначную оценку деятельности МВД Башкортостана. По сути, он не оставляет камня на камне от профессиональной репутации ведомства Диваева. Вот только одна цитата:

«Вместо того чтобы сосредоточить основное внимание на организации работы по совершенствованию оперативно-служебной деятельности, устранению выявленных недостатков и недопущению их впредь, министр внутренних дел Р.У. Диваев и его заместители направили активность свою и своих подчиненных на выполнение распоряжений республиканских органов власти, зачастую идущих вразрез с федеральным законодательством. На органы внутренних дел было возложено выполнение не свойственных им задач. Более того, они оказались втянутыми в разрешение хозяйственных и политических споров между региональными и федеральными структурами».

Речь идет о беспрецедентном факте – официальном сотрудничестве МВД РБ и некоего благотворительного фонда «Народный дом социальной защиты», который возглавлял вышеупомянутый, четырежды судимый за тяжкие преступления Эраст Фомичёв. Эта организация занималась выбиванием долгов из коммерческих предприятий, при этом башкирскому МВД отводилась роль силового прикрытия. В результате за два года действия этой схемы тандемом «МВД РБ–«Народный дом» было незаконно получено свыше 1 млрд. рублей.

Увлекшись удовлетворением своих финансовых амбиций, окружение Диваева всячески прикрывало своих партнеров. Так, например, в приказе Грызлова упоминается случай, когда в течение трех лет МВД держало «под сукном» заявление генерального директора компании «Башнефть» о попытках хищения у него 100 млн. руб. «благотворительной организацией» Фомичёва. Кроме того, основательному разносу подвергаются и другие показатели работы башкирской милиции. Резко уменьшилось раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений – сразу на 31%. Сокращается число выявленных тяжких экономических преступлений. Дабы не осложнять себе жизнь, сотрудники МВД Башкортостана зачастую попросту незаконно отказывают в возбуждении уголовного дела. Еще одна цитата из приказа министра МВД: «…для создания видимости активной работы продолжается практика манипуляции статистическими данными и многочисленных приписок. Только в ходе последней проверки в каждом из изученных многоэпизодных уголовных дел экономической направленности выявлено по 20 фактов незаконной постановки на учет дополнительных эпизодов преступной деятельности».

Также отмечается вмешательство милиционеров в избирательный процесс, нарушение федеральных законов при охране порядка на массовых мероприятиях протестного характера и предвзятая кадровая политика: «…допускаются явные перегибы, особенно при назначении, продвижении и решении других вопросов, связанных с прохождением службы, зачастую решаемых без учета деловых и моральных качеств, по принципу личной преданности и национальной принадлежности».

Но, как ни странно, генерал-лейтенант Рафаил Диваев в результате всех этих действий всего лишь был предупрежден о «неполном служебном соответствии». А его первый зам Николай Патрикеев – большой «ценитель» женской красоты – и вовсе был уволен из органов внутренних дел «по собственному желанию».

Казалось бы, после таких нелицеприятных характеристик со стороны непосредственного начальства остается только взять под козырек и с утроенным рвением исправлять должностные грехи. Но тут главный башкирский милиционер решается на нечто труднообъяснимое с точки зрения здравого смысла. Рафаил Диваев попросту начинает уверять жителей республики в том, что, дескать, скандальные разоблачения в центральной прессе не что иное, как выдумки столичных журналистов. На защиту родной милиции грудью встали местечковые мастера изящной словесности. Местные газеты запестрели сообщениями о небывалых успехах МВД республики на поприще борьбы с преступностью. Оказывается, криминальные лидеры если и вмешиваются в спокойное течение жизни в Башкортостане, то делают это исключительно посредством «удаленного доступа» – из заграничной ссылки. Не то что генералы, даже рядовые гаишники на республиканских трассах не смеют получить с водителей дань.

При этом образ Рафаила Диваева в материалах башкирских газетчиков по-прежнему преисполнен чистоты и непорочности. «Только маленький штрих к портрету министра. Каждый день он ходит на работу и обратно пешком, как ходил еще в те времена, когда не думал о такой высокой должности», – умиляется «Вечерняя Уфа». По части подобострастия автор этой заметки явно превзошел своих коллег из журнала «Корея» и творцов мифологического цикла о детских годах Володи Ульянова.

Но, пожалуй, своих журналистов перещеголял сам президент Башкортостана Муртаза Рахимов, который в интервью местной гостелерадиокомпании «высказал свое удовлетворение беседой с министром внутренних дел РФ Борисом Грызловым, давшим положительную оценку работе башкирской милиции». Запятнав свою честь, хранители башкирского режима не нашли ничего лучше, как, мягко выражаясь, вводить в заблуждение своих граждан. Благо тотальный контроль над республиканскими СМИ позволяет это сделать. И тогда разгромный приказ федерального министра в интерпретации оскандалившихся служак можно выдать за «глубокое удовлетворение».

"