Posted 11 ноября 2004,, 07:45

Published 11 ноября 2004,, 07:45

Modified 8 марта, 09:37

Updated 8 марта, 09:37

Государство не спешило на помощь приморским морякам

11 ноября 2004, 07:45
Государство не спешило на помощь приморским морякам

Сегодня во Владивосток доставили тела девятерых моряков с «Веста». По распоряжению Минтранса РФ поисковая операция продолжится до 15 ноября, хотя уже сейчас ясно, что живых найти практически не реально.

Вчера на 16-й причал Владивостокского морского торгового порта с борта теплохода «Пионер Славянки» вынесли тела доставленных сюда четверых погибших моряков. Опознали всех четверых: матроса Рауфа Алиева, буфетчицу Людмила Ковальчук, третьего помощника капитана Вадима Кочергина, матроса Игоря Гамзина. Родственники осматривали сложенные на палубе тела и давали показания следователю транспортной прокуратуры. Сегодня точно так же опознавали остальных.

Первое интервью дал капитан «Ароса» Дмитрий Патрешев. В клиническую больницу № 2 Владивостока его доставили вечером 2 ноября в тяжелом состоянии – во время спасательной операции капитан наглотался морской воды, и почки стали отказывать. Сейчас он чувствует себя лучше. «С утра погода была нормальная, синоптики волнения не обещали, судя по метеорологическим картам, ничего серьезного не должно было случиться, –вспоминает капитан. – Вдруг ветер усилился, и начался шторм, такого за 30 лет работы в море я не видел. Подал сигнал бедствия – на выручку мне вышел спасательный буксир «Гриф». Пока его ждали, стали бороться за живучесть судна и экипажа своими силами. Спускали спасательные плоты. Первый – нормально. Второй заклинило, он не раскрылся». Признания капитана не делает честивластям. Прежде сообщалось, что сигнал бедствия поступил в спасцентр после полудня. Оказалось – утром.

Первыми к спасенным морякам и родственникам погибших подошли представители крюингового агентства, набиравшего экипажи на погибшие суда. Можно только догадываться, о чем шел разговор с родственниками. Но после общения с агентами, они отказались не только называться журналистам, но просто молча ушли. Тем не менее, удалось узнать некоторые обстоятельства, предшествовавшие отходу лесовоза «Вест». Накануне отхода были списаны три члены экипажа. (Один из них рассказал «Новым Известиям» на условиях анонимности, что корпус «Веста» только при нем латали 14 раз.) Места этих моряков заняли пассажиры. Как известно, судно шло на Японию. Обратно, как правило, везут автомашины. Первые подозрения о том, что это был очередной круиз, возникли, когда было заявлено: экипаж лесовоза составляет 27 человек. Многовато для небольшого судна. Обычно пассажиров, желающих быстро и без особых затрат привезти машины, вписывают в судовые роли на должность матросов. Таким способом можно пронести на судно без декларирования большие суммы денег, не надо тратиться на туристическую путевку и прочие расходы. Так доставка машины обходится дешевле. Во время опознания тел в гидрокостюме матроса Рауфа Алиева нашли два пакета с долларами и йенами на 100 тыс. долларов. Очевидно, он рассчитывал привезти не одну машину.

Моряки с «Пионера Славянки», увидев на погибших гидрокостюмы, заявили, что в море они могли бы продержаться несколько часов и дождаться помощи с воздуха. Если бы, конечно, авиаторы вылетели вовремя. Спасением на море сейчас занимается Дальневосточное бассейновое аварийно-спасательное управление. Его суда на этот раз появились в районе поисков только в начале этой недели – спустя шесть дней. Авиация МЧС вылетела в район крушения двух судов с 42 моряками только 5 ноября – на четвертый день поисков. Первыми спасение вели «частники» – буксир «Гриф», принадлежащий частной судоходной компании «Римско», и вертолет ОАО «Владивосток-Авиа». При этом подразделения МЧС регулярно проводят показательные учения по спасению «условно терпящих бедствие на море». Этим летом, например, учения проходили… у городской набережной. Видимо, для удобства чиновников и прессы.

Дмитрий Климов, Владивосток

"