Posted 10 октября 2013,, 20:00

Published 10 октября 2013,, 20:00

Профессор Сара Сигер

10 октября 2013, 20:00
Разговор с профессором-астрофизиком Массачусетского института Сарой Сигер о планах колонизации Марса плавно перетек к экзопланетам. Эти космические тела обращаются вокруг своих звезд далеко за пределам Солнечной системы. Они малы и тусклы в сравнении со звездами, и ученые научились обнаруживать эти планеты только в кон

– Что перспективнее – изучение далеких экзопланет или Марса, который к нам гораздо ближе?

– И экзопланеты, и Марс интересны в равной степени. Если мы сначала высадимся на Марсе и создадим временную колонию с небольшим числом людей, через какое-то время мы можем столкнуться с проблемами, которые заставят нас двигаться дальше. В этом смысле экзопланеты предлагают нам больше возможностей хотя бы за счет того, что их количество огромно. Экзопланеты расположены на триллионы и триллионы миль вокруг, по сравнению с этими расстояниями Марс слишком близок. Конечно, было бы хорошо колонизировать Марс и одновременно искать экзопланеты.

– Среди экзопланет есть пригодные для жизни человека?

– Пока можно с уверенностью сказать, что экзопланеты полны сюрпризов. Хотя мы еще не нашли ни одной системы, похожей на Солнечную. Но мы находим планеты, о которых не слышали никогда раньше. Мы мечтаем найти такую же планету, как Земля. И я уверена, что где-то в глубинах космоса мы обязательно найдем близнеца Земли.

– При обозначении планет вы часто используете термин «газовый карлик». О какой группе планет идет речь?

– Термин «газовый карлик» часто используется для обозначения планет, состоящих из газа, «заключенных» в тени больших планет. Раньше мы могли изучать только большие газовые планеты, но никогда не имели возможности к ним приблизиться из-за слишком высоких температур: газовые гиганты очень горячие. Сейчас мы рассматриваем «газовых карликов», и изучая их, мы пришли к выводу, что каждая звезда имеет хотя бы одну планету и что основная планета системы – не обязательно самая большая.

– Как вы относитесь к идее терраформинга Марса?

– Самая большая проблема на Марсе – очень холодная поверхность, слишком холодная для человека. При терраформинге понадобятся действия, которые сделают поверхность соседней планеты теплой. Земля теплая благодаря газам, которые находятся в Земле. На Марсе, напротив, наиболее насыщена газами атмосфера. Как только мы получим определенный цикл окисления, способствующий выработке тепла, мы сможем повысить температуру атмосферы на Марсе. Но на Марсе есть и другие препятствия, помимо низкой температуры. Пример – космическая радиация.

– Возможность открывать экзопланеты появилась благодаря спутниковому телескопу «Кеплер». Что ученым дала его четырехлетняя работа?

– «Кеплер» – по-настоящему революционный телескоп, с помощью которого мы открыли целый мир, о котором раньше не могли и мечтать. «Кеплер» работал около четырех лет, за это время он открыл маленькие планеты, в два-три раза меньше Земли. Самую маленькую планету с помощью «Кеплера» мы открыли, когда две звезды застыли на орбитах одновременно друг напротив друга. «Кеплер» незаменим для поиска экзопланет, похожих на Землю, а также для поиска звезд, подобных Солнцу.

– Мы технически готовы к космическим путешествия?

– Если мы хотим покорить Марс и терраформировать его, мы должны это делать – вопрос только в достаточном финансировании. То же самое было с «Кеплером», запуск которого откладывался. Развитие технологий и дальнейший поиск экзопланет сегодня во многом зависят от финансирования.

– Когда люди смогут достичь экзопланеты?

– Сейчас мы находим экзопланеты с помощью беспилотных устройств. Пока люди не могу принимать участие в исследованиях, и мы используем только космические телескопы. Нужны десятки лет, чтобы сделать возможным полет человека для исследования звезд.

– Что же этому препятствует?

– Одно из основных препятствий для полета человека в поисках экзопланет – страх смерти. Люди боятся умереть, и это нормально. Когда мы будем уверены в безопасности таких полетов, они будут даваться легче. Сейчас препятствием считается и длительное пребывание в космосе, и проблемы физического состояния человека.

– Почему так мало женщин работает в космической сфере? Есть какие-то ограничения?

– Причин много. Основная причина – женщины хотят иметь детей, что сложно делать, занимаясь, например, полетами в космос. Но мне кажется, что ограничение существует только в голове. Космическая отрасль – это сложившийся мужской клуб, где нам говорят, что женщин и так достаточно, больше не нужно...