Posted 11 января 2019,, 16:49

Published 11 января 2019,, 16:49

Modified 7 марта, 16:00

Updated 7 марта, 16:00

Адвокат пояснил, что делать, если с карты пропадают деньги

Адвокат пояснил, что делать, если с карты пропадают деньги

11 января 2019, 16:49
Фото: justcoolidea.ru
Адвокат Московской городской адвокатской палаты Калой Ахильгов говорит что нередко внезапные списания денег с карты происходят по вполне законным причинам - например, взыскание штрафа или оплата годовой подписки на журнал, на который клиент однажды подписался а потом забыл. Но бывает и явное мошенничество.
Сюжет
Банки

"Списание может быть по решению суда, в рамках исполнительного производства приставы могут списать деньги. У меня у самого такое было пару раз из-за штрафов, - говорит Калой Ахильгов в эфире радиостанции "Эхо Москвы". -Там указывается номер исполнительного производства, телефон пристава, фамилия, имя и отчество пристава — всё можно подробно выяснить.

Если вы обнаружили списание денежных средств, не санкционированное вами - естественно, нужно заблокировать карту и сообщить об этом в банк. Раньше это был звонок в банк. Сейчас, когда есть приложения, когда есть электронные платежи через телефон, можно это быстренько сделать в самом приложении. Я лично советую людям одновременно подавать заявление в полицию.

В любом случае, потому что, как бы то ни было, банк будет заниматься внутренним расследованием, по результатам которого они скажут либо "Да, мы вам возвращаем эти деньги", либо "Нет, мы вам не возвращаем эти деньги, потому что вы сами допустили такое". Либо здесь уже, на внешнем фронте, будет работать полиция — в соответствии со статьей 144 УПК будет проводить предварительную проверку, по итогам которой будет принимать решение в течение 10 дней.

Для того, чтобы подать заявление в полицию, по-прежнему нужно обязательно являться туда лично, писать лично, обязательно получить талончик. И этот талончик, кстати говоря, я советую направить ещё как копию в банк: сообщить банку о том, что вы написали ещё и заявление в полицию. Это должно стимулировать банк к более тщательному расследованию.

Но если полиция отказывает в возбуждении уголовного дела, говоря: "Это хозяйственные отношения, идите в банке и взыскивайте с них", а банк отказывает вам по тем или иным причинам в возмещении утраченных денег, что делать в этом случае? В этом случае остается идти в суд и взыскивать с банка эти утраченные денежные средства. Это исковое заявление, в котором нужно указывать, что у вас есть соответствующий договор с банком, что у вас были незаконно списаны эти деньги, что вы не нарушали договор с банком — то есть не передавали третьим лицам карту, пин-код и всё остальное. И, соответственно, указать, как произошло списание, когда и так далее. Я бы ещё добавил туда и последние платежи, которые производил: где, каким образом — в Интернете, в магазине, в терминале и так далее.

Потому что мы знаем истории, когда, например, мошенники ставят какие-то сканы на кнопки банкомата. Раньше, по крайней мере, это было — не знаю, насколько сейчас. И когда вы подошли к банкомату и набрали пин-код, они уже сосканировали ту цифру, которую вы набрали. Обычно это происходит в не самых людных местах, в таких достаточно затемнённых углах. В тёмное время суток обычно. И вот в данном случае, если, например, произошло именно такое списание денег, когда установили, что был украден пин-код и был создан дубликат карты, то, конечно, здесь ответственность на банке. Это ненадлежащее обеспечение безопасности. Соответственно, пользователь карты не имеет об этом знаний — он только является пользователем карты, на на счету которой он держит свои денежные средства. Соответственно, банк должен нести за это ответственность. То, что я указал о том, что нужно указать в иске — это и должно быть неким столпом для подачи иска в суд. Естественно, нужно предоставлять другие доказательства того, что вы не нарушали договор. Например, как мы сказали, того, что транзакция произошла не в результате того, что вы нарушили договор или вы кому-то доверили, отдали телефон, в котором было приложение и так далее. То есть что транзакция произошла по обстоятельствам, от вас не зависящим.

Если вы обратились в суд, здесь вступает в силу Закон о защите прав потребителей, который гласит, что в данном случае при разрешении требований потребителя необходимо указывать, что бремя доказывания лежит на ответчике. То есть банк должен доказать, что он не нарушал требований договора и что несанкционированная транзакция произошла в результате того, что указанные требования нарушил пользователь, а не банк.

Вероятность того, что вы сможете взыскать с банка денежные средства, достаточно высока.

Есть ещё один пример, по которому с банка взыскивали денежные средства. Это когда банк не информировал клиента о том, что происходит списание. И в этом случае, опять же, суды занимают позицию физлиц, то есть клиентов банка, и за счёт банка возмещается.

Если это push-уведомления, то они имеются как в гаджете, так и в самом приложении. То есть доказать, что не было смс-уведомления — это не проблема. Ещё одно основание для удовлетворения требований заявителя — в данном случае физлица, клиента банка — это (мы уже упомянули об этом) когда списание происходит за счёт использования другой карты, то есть карты-дубликата, которую очень часто, кстати говоря, используют. То есть мошенники создают карту-дубликат с аналогичной информацией на ленте карты. Они выясняют каким-то образом пин-код — может быть, тем же образом, о котором мы говорили. И уже за счёт этого они спокойно списывают деньги.

Сканер считывает информацию с карты. Она передаётся им, они её загоняют на дубликат, и у них получается та же карта. Это уже вина банка, потому что банк не обеспечил должной безопасности. Соответственно, в данном случае суды также занимают позицию физлиц, клиентов банков, потому что это обязанность банка — обеспечить безопасность. ".

"