Posted 10 июля 2020,, 09:08

Published 10 июля 2020,, 09:08

Modified 23 декабря 2022,, 13:47

Updated 23 декабря 2022,, 13:47

Кабанчик, консерва, телка... Каннибалы расширяли лексикон ГУЛАГа

Кабанчик, консерва, телка... Каннибалы расширяли лексикон ГУЛАГа

10 июля 2020, 09:08
Одним из самых чудовищных явлений советского прошлого был каннибализм.
Сюжет
Былое

Решительно против обеления сталинизма, которое все активнее происходит в последние годы, причем не только в России, выступил в своем блоге неистовый ниспровергатель советских мифов Максим Мирович. Он уверен, что эти попытки обречены на провал, поскольку скрывать правду в наше время практически невозможно. А правда эта страшна. Вот только один ее извод – каннибализм. Явление, которое было достаточно распространенным в сталинские времена.

Понятно, что прибегать к этой первобытной дикости заключенных заставляли исключительно тяжелые условия жизни, и в первую очередь - затяжной голод. В такое положение. Советская власть ставила граждан часто. Один из самых страшных примеров – Голодомор, организованный в Украине в 1930-е годы, когда деревни с голодающими людьми были оцеплены войсками, чтобы никто не мог из них уйти, к примеру в город на заработки. Кстати, легендарный советский маньяк и каннибал Андрей Чикатило вспоминал, что в детстве мать его пугала: «не ходи со двора! Степана съели, и тебя съедят!» - настолько страшными были воспоминания о тех годах у выживших.

То же самое происходило и в лагерях ГУЛАГа — люди, попав в нечеловеческие условия, сами обесчеловечивались. Система как раз и была рассчитана на уничтожение не только тела, но и души.

Российские пропагандисты, славящие Сталина, вряд ли когда-либо расскажут с экранов телевизора об острове людоедов Назино в районе Томска, куда в 1933 году высадили тысячи заключенных, вывезенных из переполненных лагерей. Высадили без еды, без инструментов, без вещей. Тех, кто попытался бежать – расстреливала охрана. Только через 5 дней туда привезли муку, которую обезумевшие от голода и холода люди уносили в чем придется, просто в ладонях и ели, смешивая с речной водой. Как следствие – начался каннибализм, причем сперва ели трупы погибших, затем стали отбирать тех, кто был уже при смерти, поскольку так им будет даже проще. В архивах сохранились свидетельства о том, как заключенные на острове жарили человечину на ивовых прутьях в кострах. В итоге из семи тысяч, высаженных на острове, выжили только две...

Многочисленные свидетельства того времени повествуют о дикой традиции, которая возникла в лагерях, расположенных в основном в удаленных и суровых рафонах страны – в тайге или на севере - Воркута, Аркагала, Колыма, Норильск и так далее..

Двое-трое заключенных, готовивших побег из лагеря, выбирали в бараке жертву, так называемого "кабанчика", или "телка", или "корову", или "тушёнку", или "консерва" — такое обилие наименований свидетельствует о популярности и широком распространёнии этого обычая. Как правило, выбор падал на людей простоватых, наивных, которых было нетрудно обмануть. Их всячески склоняли к побегу уговорами и с помощью еды – подкармливая его по мере возможности. Если он соглашался бежать – то как правило становился едой для своих товарищей, когда у тех кончались припасы.

Блогер вспоминает как в одной из газет в 90-е годы бывший заключенный делился своими воспоминаниями об одном таком случае, утверждая, что сам «кабанчик» до последней секунды ничего не знал о своей судьбе – «с удовольствием лопал всё, что ему приносили, и ни о чём не догадывался». Кстати, рассказчик признался, что несколько раз ел человечину, уже после побега – настолько пострадала его психика от этого случая.

Мирович, заканчивая свой пост, сожалеет о том, что «большинство нынешних постсоветских стран так и не осознали в полной мере то, чем на самом деле был ГУЛАГ и как он непоправимо изменил и страну, и тех кто не в ней жил. В бесчеловечной сталинской системе не было победивших, все были проигравшими, ГУЛАГ разложил всех — и тех, кто сидел, и тех, кто охранял. Кто знает — не являются ли современные случаи каннибализма на постсоветском пространстве ещё одним страшным последствием ГУЛАГа?»

Как тут не вспомнить строки поэта Игоря Кохановского:

Держава, обессиленная в пытках,

Ещё не знала о потерях сущих.

Не знала, что количество убитых

Откликнется ей качеством живущих...

"