Posted 8 февраля 2004,, 21:00

Published 8 февраля 2004,, 21:00

Modified 8 марта, 09:44

Updated 8 марта, 09:44

Потухший «вулкан»

Потухший «вулкан»

8 февраля 2004, 21:00
Уже через несколько часов после взрыва в метро на улицы столицы вышли усиленные наряды милиции. В Москве был введен план «Вулкан». На вокзалах, станциях метрополитена, в многолюдных местах начались проверки документов. Сотрудники ГИБДД организовали пикеты на основных магистралях. Власти города немедленно объявили о пла

Пятница, 6 февраля. После взрыва в метро прошло лишь два часа. Вестибюль Павелецкого вокзала оцеплен милицией. Из метро еще выносят носилки с пострадавшими, кто-то выходит сам. У красной ленточки, отгораживающей «запретную» зону, толпятся взволнованные люди. Одни ищут родственников, которые «вроде бы ехали в том самом поезде», другие пытаются попасть в здание вокзала, третьи просто глазеют. Внутрь не пропускают никого.

Неожиданно рядом материализуются двое деловитых кавказцев с огромными сумками. Их сопровождает вокзальный милиционер. Не обращая никакого внимания на дежурящих у прохода омоновцев, он приподнимает ленточку и кивает обладателям баулов: «Проходите». К нему подскакивает один из офицеров, руководящих оцеплением. На лице милиционера не дрогнул ни один мускул: «Эти – со мной». Кавказцы дружно кивают головами, подтверждая слова своего спутника. Офицер, не стесняясь присутствующих, орет на стража вокзального порядка: «Ты что, не понимаешь, что происходит? Пошел вон отсюда!» Его оппонент, оскорбленный в лучших чувствах, бормочет себе под нос матерные ругательства и уводит своих протеже в какой-то вокзальный закуток. По пути один из них громко выговаривает милиционеру: «Но ты же обещал...». Эта сцена очень ярко отражает все московское «усиление». Если что и изменилось во взаимоотношениях милиции и граждан, то лишь сумма поборов за отсутствие регистрации в столице. Вместо привычных 100 рублей берут 200, а то и 300. Как договоришься. Метро заполонили солдаты внутренних войск, одетые в милицейскую форму. Их вид вызывает одновременно и смех, и жалость: худые, ободранные, без оружия. Они ходят по вагонам, толкаются на вокзалах, спят на конечных станциях метро, «стреляют» у прохожих сигареты. Документы, как и раньше, проверяют в основном у «лиц кавказской национальности».

Впрочем, кавказцев на улицах и в транспорте немного. Без особой надобности они стараются не выходить из дома: знают, что даже справка о регистрации или штамп прописки не спасет от проблем с милицией. Хотя московские власти уже объявили о грядущем ужесточении правил пребывания в городе, многочисленные фирмы по-прежнему предлагают услуги по регистрации. В отличие от милиционеров «регистраторы» цены на свои услуги не повышают. По крайней мере вчера за регистрацию в общежитии геолого-разведочного института просили 600 рублей, а за прописку в подмосковном Клину – 600 долларов. Не смутило сотрудников фирм и наличие у клиента только паспорта с чеченской пропиской. «Приезжайте – все сделаем».

Массовые проверки на столичных дорогах также не сильно способствовали поимке террористов. Сотрудники ГИБДД организовывают на въездах в Москву и развязках на Третьем транспортном кольце чуть ли не блокпосты, останавливая машины через одну. Убедившись, что за рулем не шахид, гаишники начинали привычно интересоваться наличием талона техосмотра и полиса ОСАГО. А в пятницу вечером на Ленинский проспект и Каширское шоссе вообще пускали с МКАДа только автомобили, водители которых обладали московской пропиской. Впрочем, эта проблема решалась обычным российским способом, и те, кому «очень надо», все же попадали в город.

"