Posted 5 июля 2006,, 20:00

Published 5 июля 2006,, 20:00

Modified 8 марта, 09:07

Updated 8 марта, 09:07

Штраф за дубленку

Штраф за дубленку

5 июля 2006, 20:00
В начале недели руководство Федеральной таможенной службы России выступило с провокационной инициативой – штрафовать отныне не только производителей нелегальной продукции, но и ее покупателей. Подобное предложение, скорее всего, никогда не найдет законодательного воплощения, поскольку противоречит Конституции. Однако э

Сенсационное заявление прозвучало на конференции предпринимателей в Москве. Начальник отдела по защите интеллектуальной собственности ФТС Сергей Шульгин заявил, что российские законы недостаточно эффективны в подконтрольной его департаменту сфере, поэтому их необходимо ужесточить. Он предложил ввести ответственность не только для продавцов контрафактной продукции, но и для покупателей, сознательно покупающих подделки. Сергей Шульгин привел примеры Италии и Франции, где подобные правила действуют давно и успешно, и предложил внести дополнения в Кодекс об административных правонарушениях и штрафовать всех любителей «паленых» товаров.

Инициатива чиновника вызвала широкий резонанс в среде правозащитников. Как пояснил «НИ» председатель Общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Михаил Аншаков, подобные поправки к Административному кодексу создадут прекрасную почву для злоупотреблений. Вполне возможно, что штрафовать начнут покупателей, которые и не подозревают, что приобретают подделку. Однако правозащитник поспешил заверить, что столь спорная инициатива, скорее всего, никогда не будет принята на законодательном уровне. «Это противоречит Конституции, Закону о защите прав потребителей и просто здравому смыслу. Как, интересно, стражи порядка будут доказывать, что потребитель знал, что покупает контрафактную продукцию? Это абсурд, – пояснил «НИ» г-н Аншаков. – Выступления руководителя ФТС стоит рассматривать только как PR-ход. Это очередная попытка властей свалить всю вину на народ и оправдать собственную беспомощность в решении проблемы контрафактной продукции в преддверии саммита «большой восьмерки».

Между тем Михаил Аншаков отметил, что скандал вокруг штрафов для покупателей способен повлиять на потребительский спрос. Запуганные угрозами таможенных чиновников, люди на какое-то время реже станут покупать китайские кроссовки и спортивные костюмы, гордо украшенные логотипом известной марки.

Поток посетителей на рынки сократится. И это станет уже не первым ударом, нанесенным чиновниками по российским вещевым рядам.

Проблемы у мелкооптовых торговцев одеждой начались еще в начале этого года, когда были приняты поправки к федеральному таможенному законодательству, сокращающие вес беспошлинно ввозимого в Россию багажа с 50 до 35 кг. Тогда же была изменена и частота перемещения товаров через таможенную границу – если раньше это позволялось делать не чаще раза в неделю, то теперь беспошлинный провоз разрешен только раз в месяц. По мысли чиновников, такие меры должны были уравнять «челноков» в правах с крупными оптовиками, пополнить казну налогами и поддержать отечественного производителя, которому якобы мешает конкуренция со стороны китайского ширпотреба. В итоге ассортимент рынков Москвы серьезно сократился, с прилавков бесследно пропали нестандартные размеры, а цены пошли вверх и стали постепенно приближаться к магазинным.

Ассортимент сузился

Даже в будни, как обнаружил корреспондент «НИ», на столичных вещевых рынках сейчас многолюдно. Женщины среднего возраста снуют между прилавков с твердым намерением накупить хлопковых футболок и шортиков на всю семью, но по мере продвижения вдоль торговых рядов их энтузиазм заметно угасает. Уходят по большей части ни с чем. Действительно, из-за февральских таможенных нововведений ассортимент явно сузился. Чисто визуально содержимое павильонов фактически ничем не отличается друг от друга. Одни и те же майки, брюки, ботинки. Стандартный вопрос: «А есть такой же, но с перламутровыми пуговицами?» встречается продавцами в штыки. «Все, что есть, – перед вами!» – огрызаются они. «Выбирать и вправду почти не из чего, – жалуется постоянная покупательница Тушинского рынка Ольга Брусиловская. – На мой размер предлагают на всех лотках всего две блузы. Да и то одна вся в люрексе, другая – в пошлых розочках. Раньше выбор был – глаза разбегались, денег на покупки еле хватало, приходилось даже домой возвращаться. А сейчас модную тряпку еще поискать надо». «Нет, кое-что по душе и карману присмотреть все-таки можно. Но ассортимент явно сократился, – признается посетительница Преображенского рынка Тамара Зейчук. – Если так пойдет и дальше, вернемся к моде застоя, когда все ходили в одинаковом, как инкубаторские». В ответ на такие заявления продавцы виновато улыбаются: что ж поделать, такие уж времена пошли. «В прошлом году чуть не каждую неделю ездили в Китай, Турцию, Польшу. Коллекции обновлялись почти непрерывно, специально выбирали такое, что у соседей на лотках нет, – признается продавец хлопковой одежды Ашот. – А теперь одежду закупаем комплектом – на пару месяцев. Что купили, то и будем продавать».

Особенно трудно подобрать одежду по фигуре человеку с нестандартным размером. Раньше рынки были чуть ли не единственными торговыми точками столицы, которые дешево одевали и пышек с 50–52-м, и дюймовочек с 36–37-м размерами. Теперь им приходится буквально караулить понравившиеся брючки или кофточки. «К сожалению, от нестандартных размеров я в последнее время решила отказаться, – признается «челнок» Елена Сергеевна. – Из-за снижения допустимого веса багажа, нужно было сократить закупки, пришлось ограничиться самым ходовым товаром, тут уж не до изысков».

Еще в январе на рынках была развита практика «заказа одежды». В течение недели отзывчивые «челноки», отправляясь на очередную закупку, захватывали и несколько вещей вашего нестандартного размера. Сейчас эта практика фактически ушла в прошлое – кто же будет полсезона ждать приглянувшуюся тряпку.

В соответствии с последними социологическими опросами одеваются на столичных рынках 37% москвичей. Однако, судя по всему, это количество резко упадет. «Из-за таможенных ограничений вещевые рынки постепенно теряют все свои плюсы. А если нас за покупки еще и штрафовать будут, то придется вообще отказаться от посещения торговых рядов. Стиснем зубы и будем копить на магазин, – с горечью отмечают опрошенные «НИ» посетители рынков.

Рынки могут закрыться

Сложившая ситуация, по мнению экспертов, может вообще привести к закрытию вещевых рынков. По словам экономиста Никиты Кричевского, в случае, если государство и дальше пойдет по пути ужесточения таможенных правил, деятельность «челноков» окажется просто неприбыльной. Нового удара вещевые рынки могут просто не выдержать. Торговые ряды просто прекратят свое существование.

«Вполне возможно, что власти специально принимают законы, ставящие вещевые рынки в сложное положение, – поделился с «НИ» вице-президент международной конфедерации обществ защиты прав потребителей Дмитрий Янин. – В частичности, столичные чиновники не раз выражали свое негативное отношение к торговым рядам. Рынки сложно контролировать, в налоговом отношении они серьезно проигрывают магазинам. Кроме того, они занимают землю, на которой, по мысли некоторых чиновников, могли бы расположиться более достойные предприятия».

Чем закончится противостояние властей и вещевых рынков, пока не ясно. Но пессимистично настроенные покупатели, уже начинают мысленно прощаться с родными «барахолками», которые одевали их в течение последних десяти лет.

"