Posted 3 октября 2007,, 20:00

Published 3 октября 2007,, 20:00

Modified 8 марта, 08:38

Updated 8 марта, 08:38

Дороже, выше, больше

Дороже, выше, больше

3 октября 2007, 20:00
Кинематограф, обязанный своим появлением на свет техническому баловству братьев Люмьер, долгое время претендовал на статус нового искусства, но, разменяв вторую сотню лет, приобрел все черты спортивного состязания. Фильмы соревнуются в прокате, звезды пытаются перещеголять друг друга размером гонораров, а фестивальные

САМЫЙ ДОРОГОЙ В МИРЕ БОНДАРЧУК

Производство фильмов, как известно, – занятие не из дешевых. Для Голливуда цифры с шестью и даже семью нулями в графе «бюджет» стали с недавних пор привычным делом. Тем поразительнее тот факт, что самый дорогой фильм в истории кино был снят сорок лет назад, и отнюдь не в Америке. В далеком 1968 году «Оскар» за лучшую неанглоязычную картину достался эпопее «Война и мир» Сергея Бондарчука. Заокеанские киноакадемики были потрясены батальными сценами, невиданными по своей масштабности. На благом деле экранизации романа Льва Толстого в СССР экономить не стали и силами многотысячной массовки воспроизвели сражения эпохи наполеоновских войн от Аустерлица до Бородино чуть ли не в натуральную величину. По зарубежным оценкам, весь этот нешуточный размах обошелся в $560 млн. (по нынешним ценам). Это советское достижение, занесенное в Книгу рекордов Гиннеса, Голливуд сможет побить еще нескоро.

Долгое время самым дорогим американским фильмом считалась «Клеопатра» 1963 года с Элизабет Тейлор в главной роли. Эта античная мелодрама обернулось головной болью для продюсеров: удивительным образом первоначальный бюджет вырос в 22 раза (виновников не нашли до сих пор), что едва не привело к банкротству студии 20th Century Fox. Сегодня, учитывая инфляцию, затраты на «Клеопатру» оцениваются в $295 млн. Этот рекорд пал только в нынешнем, 2007 году, когда в третий эпизод «Пиратов Карибского моря» студия Walt Disney вбухала $300 млн. В отличие от «Клеопатры», потонувшей в прокате, на «Пиратах» удалось неплохо заработать. Кассовые сборы картины по всему миру превысили один миллиард долларов. Всего мировой кинематограф насчитывает три фильма-«миллиардера». Первое место до сих пор держит «Титаник» – более 1,8 млрд., второе – третья часть «Властелина колец», собравшая $1,1 млрд., а третье – собственно «Пираты...».

Коммерческие результаты российского кино существенно скромнее. Лидером кассовых сборов пока значится «Дневной дозор», заработавший почти $35 млн. В Советском Союзе деньги вообще было считать не принято, и статистика велась по количеству проданных билетов. Самым популярным советским фильмом считается «антитеррористический» боевик «Пираты XX века», который в 1980 году посмотрели 87,6 млн. советских граждан. Второе и третье места – у комедий Леонида Гайдая «Бриллиантовая рука» и «Кавказская пленница» (76,7 и 76,5 млн. зрителей соответственно).

ДОРОГИЕ НАШИ ЗВЕЗДЫ

Среди актеров лидерство по гонорарам принадлежит Киану Ривзу. По контракту за участие в фильмах «Матрица: Перезагрузка» и «Матрица: Революция», снимавшихся одновременно, помимо гонорара в $15 млн., Ривзу полагалось 15% от сборов, в итоге он стал богаче на $156 млн. Второе и третье места делят Брюс Уиллис и Том Круз, заработавшие аналогичным способом по $100 млн. на съемках картин «Шестое чувство» и «Война миров» соответственно. Среди актрис самые высокие гонорары у «красотки» Джулии Робертс. За роль в комедийной мелодраме «Улыбка Моны Лизы» она получила $25 млн. Второе и третье места списка занимает тоже Джулия Робертс: фильм «Эрин Брокович» принес актрисе «Оскара» и 20 миллионов, столько же она заработала на «Мексиканце». Но даже доходы звезд экрана меркнут в сравнении с тем, сколько заколачивают режиссеры, которые не боятся вкладывать деньги в собственные фильмы. Карманы Джорджа Лукаса потяжелели на $400 млн. после выхода на экраны в 1999 году первого эпизода «Звездных войн». Такую же сумму выручил и «христопродавец» Мел Гибсон за «Страсти Христовы». Третье место – у Стивена Спилберга с $250 млн. за «Парк Юрского периода».

РИМСКАЯ ИМПЕРИЯ НА 22 ГЕКТАРАХ

Располагая суммами с многими нулями, глупо в чем-то себе отказывать. В рекордную цифру обошлась кинодекорация, задействованная в комедийной мелодраме «Орлы юриспруденции» с Робертом Редфордом и Дэрил Ханной. Продюсерам пришла в голову странная идея – украсить стены одной из съемочных площадок подлинниками картин Пабло Пикассо и Роя Лихтенстайна, что увеличило бюджет фильма на $10 млн. Особо важную роль декорации играли в те времена, когда о компьютерах еще никто не слышал. В 60-е годы XX века в Америке пользовались успехом так называемые «пеплумы» – эпические драмы на античные темы. В связи с тем, что аутентичные сооружения древних греков и римлян находились не в лучшей форме, кинематографистам приходилось выкручиваться собственными силами и строить все заново. Для съемок фильма «Падение Римской империи» (1964 г.) вблизи Мадрида были возведены грандиозные декорации Римского форума размером 400 на 230 метров, общая же площадь «античных» сооружений превысила 22 гектара. В противоположность этой гигантомании самая маленькая декорация потребовалась для американского фильма «Билл и Ку» (1948 г.), она представляла собой миниатюрную деревушку, смонтированную на столе площадью 9,14 на 4,57 метра. Скромные размеры постройки объясняются просто – главные роли в ленте сыграли дрессированные попугайчики.

Попугайчики, помимо своих малых размеров, хороши еще тем, что от природы наделены ярким оперением. А людей-актеров приходится специально одевать. Например, Мадонне для того, чтобы получше вжиться в образ Эвиты Перон, супруги аргентинского президента, в мюзикле «Эвита», потребовалось 85 нарядов. «Оскар» Мадонна так и не получила, но в Книгу рекордов со своим гардеробом попала. Необычное достижение в области реквизита принадлежит и СССР. Первый советский цветной фильм «Груня Корнакова» живописал ужасы царского режима, рассказывая о бунте работниц фарфоровой фабрики. В ходе кинобунта было перебито 150 тыс. тарелок – крупнейшая порча посуды за всю историю кинематографа.

Если в Советском Союзе всегда хватало посуды (с едой бывало и не очень), то Индия никогда не испытывала дефицита в индийцах. В сцене похорон из байопика «Ганди» участвовала 300-тысячная массовка (большей частью, естественно, неоплачиваемая). Эпизод снимался одиннадцатью камерами в 33-ю годовщину погребения Махатмы Ганди, 31 января 1981 года. Шесть километров использованной пленки были перемонтированы всего в двухминутную сцену. А вот самой большой «животной» массовкой может похвастать экранизация романа Жюля Верна «Вокруг света за 80 дней» (1956 г.), в которой засветились 8552 зверюшки: 3800 овец, 2448 бизонов, 950 ослов, 800 лошадей, 512 обезьян, 17 быков, 15 слонов, 6 скунсов и 4 страуса (мухи, блохи, клопы и тараканы не в счет).

ПОРНОЗОЛУШКА И ПОПУЛЯРНЫЙ ШЕКСПИР

Экранизации вообще в почете у тружеников кино. Зачем мучиться, придумывать новый сюжет, если можно взять уже готовый? Наиболее часто кинематограф вдохновляла история Золушки, выдержавшая около ста экранизаций в самых разных жанрах – от детского мультфильма до жесткого порно. Тем не менее первенство по числу появлений на киноэкране принадлежит не замарашке Золушке, а другому литературному персонажу – лучшему сыщику всех времен Шерлоку Холмсу, ставшему героем более чем 210 картин. Среди исторических деятелей нет равных Наполеону. Только за период с 1897-го по 1986 год кинематограф обращался к фигуре французского императора 177 раз. Если говорить о наиболее востребованном в мире «целлулоидных грез» авторе, то им, без сомнения, является английский драматург Уильям Шекспир: насчитываются три с лишним сотни экранизаций. Самая известная шекспировская пьеса, «Гамлет», знает, по меньшей мере, 75 киновоплощений. Есть ли среди этих картин порнофильмы, история умалчивает, однако сомнительно, что принцу датскому удалось избежать участи Золушки.

РОМАНТИКА ПО-АМЕРИКАНСКИ

Завершить обзор достижений кинематографического хозяйства хотелось бы на романтической ноте. Едва ли не известнейшее иностранное слово «f…ck», значение которого не надо разъяснять даже простым зрителям, прочно обосновалось в устах героев американских фильмов, и киноманы с энтузиазмом ведут увлекательную статистику – количество этих слов на минуту экранного времени. Согласно их скрупулезным подсчетам, самым матерным игровым фильмом признан режиссерский дебют актера Гэри Олдмана «Не глотать» (1997 г.) с показателем 3,34 ругательства в минуту. На пятки ему наступает недавняя молодежная наркодрама «Альфа дог» с Джастином Тимберлейком и Брюсом Уиллисом, персонажи которой разговаривают со скоростью 3,11 «фак»/мин. Ходить бы этим фильмам в рекордсменах, не появись в 2005 году документальная лента с красноречивым названием «F…ck». Участвовавшие в ней эксперты и простые американцы изловчились произнести нехитрое четырехбуквенное слово 824 раза за 93 минуты, в течение которых длится сей «шедевр». Ну, и напоследок вспомним о том, что обычно предшествует действию, описываемому этим словом, – о поцелуях. Самый любвеобильный фильм появился в эпоху немого кино. В картине «Дон Жуан», снятой в 1926 году, герои целуются 191 раз. Прошло более 80 лет, а рекорд устоял, да и вряд ли когда-либо будет побит, учитывая нынешние нравы. Скорее рекорд по мату перекроют. J

ОСТРОВ ПОГИБШИХ КИНОСТУДИЙ

Там, где можно крупно заработать, всегда есть риск и сильно погореть. В худших случаях коммерческий провал картины приводит к банкротству киностудии. Согласно Книге рекордов Гиннесса, самым убыточным фильмом в истории является приключенческий боевик 1995 года «Остров головорезов», который при бюджете в $100 млн. заработал чуть более 10. Финансовая катастрофа положила конец существованию известной компании Carolco Pictures, участвовавшей в создании таких блокбастеров, как «Вспомнить все» и «Терминатор 2». А антирекорд по соотношению бюджета и прибыли был установлен в прошлом году. На создание независимого триллера «Дорога Зизикс» ушло $2 млн., в прокате же лента умудрилась отбить лишь... 30 удельных единиц. Из-за проблем с профсоюзами «Дорога Зизикс» демонстрировалось в США в единственном кинотеатре в течение шести дней, и за это время ее посмотрели всего шесть зрителей. Имена этих отчаянных киноманов история не сохранила, но по странному совпадению на сайте популярного интернет-магазина Amazon о фильме написано ровно шесть рецензий.


«ЭММАНУЭЛЬ» КАЖДЫЙ ДЕНЬ

Воображение владельцев первых в СССР видеомагнитофонов долгое время занимала обнаженная француженка Сильвия Кристель из легкомысленной эротический зарисовки «Эммануэль». Небезынтересно, что эта лента нравилась не только им. Первая часть «Эммануэль» – обладатель уникального рекорда по самому продолжительному кинопрокату. В одном из парижских кинотеатров картина демонстрировалась ежедневно в течение более чем десяти с половиной лет (с 1974 по 1985 год). Другой кинорекорд по состязаниям в длину установлен немецкой драмой «Вторая родина», хронометраж которой в 25 часов 32 минуты не помешал ей выйти в коммерческий прокат в 1992 году. Однако существуют фильмы и подлиннее. Чтобы посмотреть от начала и до конца экспериментальное видео «Лекарство от бессонницы», зрителю придется провести у экрана трое с половиной суток. Должно быть, действительно безотказное средство для решения любых проблем, связанных со сном.

"